|
Юлиана Жихорь
В Казахстане в очередной раз обсуждают: что есть роскошь, а что - жизненная необходимость. На днях глава Минфина посчитал, что для инвалидов и участников ВОВ авто с объемом 4 литра - роскошь, а потому следует лишить эту категорию граждан льгот на приобретение таких машин
В Казахстане уже много лет будируется тема введения налога на роскошь. Изначально предполагалось, что богатыми у нас должны считаться граждане с доходами свыше 200 МРП. Таких граждан предлагалось облагать подоходным налогом в 15 процентов, а с доходами свыше 330 МРП - налогом в 20 процентов. (На тот момент это было эквивалентно 353 и 572 тысячам тенге в месяц.) Что должно было принести в бюджет дополнительно 13 миллиардов тенге.
Идея появилась в сложный для Казахстана (да и всего мира) 2008 год, когда правительству необходимо было быть весьма изобретательным, дабы найти способы пополнения резко скудеющего бюджета. А потому идея повышения индивидуального подоходного налога была, как никогда, кстати. Но тогда “распечатали” Нацфонд, напряглись на “Дорожную карту занятости”, срезали немало инвестпроектов. А потому идею повышения ИПН (или, как его тогда называли, - налога на роскошь) отложили в дальний ящик. Официальное обоснование - необходимость предварительно ввести всеобщее декларирование доходов. То бишь аккуратно намекают, что повышение будет, но не раньше 2016 года. И кивают на Запад, где борьба с излишними (для поддержания штанов) доходами приобретает прямо большевистский характер. Посудите сами: в Швеции и Франции в относительно богатых (с доходом выше миллиона евро в год) ставка ИПН - 75 процентов, в США прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц и ставка составляют 10-35, в Австралии - 17-47 процентов, в Канаде - 15-29.
В общем, в том, что сей вариант международного опыта мы переймем, можно не сомневаться.
А тем временем в Казахстане (да и в других странах) успешно опробовали другие методы налогового гнета. В 2008 году Назарбаев дал поручение рассмотреть возможность введения налога на роскошь: “Это справедливо: государство создало им такие условия, они оказались шустрыми - молодцы, но теперь поделиться надо с народом немножко тем, что у них есть”.
Сам налог пока, как уже было сказано, решили не вводить, подменив его косвенными сборами. Например, налогом на недвижимость. При квадратуре свыше 1,5 тысячи метров ставка у нас на 5 процентов выше, чем при квадратуре в 1,499 тысячи метров, которые, в свою очередь, приравнены по ставкам налога к обладателям однушек...
Кстати, в начале этого года эксперты АО “Казпотребнадзор” предложили свое исчисление роскоши. По их мнению, излишеством следует считать недвижимость площадью более 250 квадратных метров, зарегистрированную на одного человека. Такое жилье, по мнению аналитиков, должно облагаться повышенными ставками налогообложения - в 10 раз больше стандартной платы.
Есть еще один косвенный налог на роскошь - транспортный: чем выше у автомобиля объем двигателя, тем выше и транспортный налог. Логика тут проста: мол, если нашел 50 тысяч долларов на авто, найдешь и пару тысяч на налог. (Правда, тут не учитывается особенность нашего менталитета: взять кредит в банке, купить дорогое авто, а потом на нем не ездить, потому что денег на бензин нет.)
При этом определенным категориям населения предоставлялись льготы при налогообложении авто объемом двигателя свыше 4 литров. К льготникам относились инвалиды и ветераны ВОВ.
В стране после принятия такого решения началась массовая истерия среди ветеранов - все они срочно становились владельцами мощных огромных внедорожников, роскошных седанов и весьма дорогих спортивных авто, за руль которых, естественно, ни разу не садились.
Посему глава Минфина Болат Жамишев предложил (а это означает, что скоро это предложение найдет отражение в законодательных правительственных поправках) лишить инвалидов и участников ВОВ льгот на приобретение таких машин.
“Во-первых, нужно определиться, что такое роскошь, - сказал Жамишев во время онлайн-конференции ИА “Bnews”. - У нас ставки налога на транспорт с объемом 4 литра несравнимо выше, чем ставки на автомобили с объемом 3 литра. Это своего рода тоже налог на роскошь. Поскольку легковые автомобили с объемом 4 литра - это автомобили дорогие. Но, я также об этом говорил, нужно убрать из законодательства норму, в соответствии с которой кто-то может пользоваться налоговыми льготами - инвалиды, участники войны, поскольку здесь появляется арбитраж, в таких случаях не должно быть возможности арбитража”.
В общем, тема налога на роскошь, как ни крути, но имеет свое продолжение. Одни депутаты периодически призывают облагать 30-процентной податью граждан с годовым доходом свыше 200 тысяч долларов, другие оппонируют, что тогда в стране начнется повальное сокрытие доходов. Но как бы то ни было, без обязательного для всех декларирования говорить о возможности повышения ИПН пока не приходится. Потому-то и выкручиваются власти, придумывая косвенные способы “социальной уравниловки”. Пока не особенно успешно.
Астана |