|
Юлиана Жихорь
Последнее в этом парламентском году пленарное заседание мажилиса прошло в бодром предотпускном настроении. Депутаты одобрили три ратификации, разрешили полицейским стрелять после обязательного предупреждения и перевели травматическое оружие в разряд служебного
Законопроект об органах внутренних дел вызвал в стенах парламента неоднозначную реакцию. С одной стороны, в нем много полезного. Например, создание общественного контроля за деятельностью органов, создание (точнее, узаконение) общественных советов при МВД и его региональных подразделениях, прописка обязанностей органов внутренних дел вести свою деятельность “открыто и публично”. А также ряд положений, которые “ранее не были прописаны на законодательном уровне”: прямой запрет сотрудникам ОВД принуждать лиц к даче показаний, применять пытки и другие противоправные действия.
В документе также большой блок посвящен социальной защите полицейских: возможность увеличения выходного пособия сотрудникам, имеющим государственные награды; предоставление вне очереди мест в государственных общеобразовательных и дошкольных учреждениях детям сотрудников, погибших или получивших инвалидность при исполнении служебных обязанностей, и т.п. Но не все депутаты поняли, зачем полицейским дополнительные льготы.
Так, мажилисмен Рауан Шаекин считает, что “льготные нормы” “вызывают сомнения”. Мол, летние лагеря в стране почти все частные (как тогда будет обеспечиваться норма по “внеочередным местам”?). Да и предложение предоставить местным акиматам право предоставлять “своим” правоохранительным органам дополнительные льготы приведет к неравенству положения полицейских в разных регионах страны.
Но министр внутренних дел Калмуханбет Касымов считает, что все нормы нужны. Хотя бы потому, что в стране денег на повышение зарплат полицейским нет: “Денежное содержание наших полицейских намного меньше, чем в других правоохранительных органах и специальных органах. Поэтому мы теряем ядро. Только за прошлый год я потерял 242 высочайших профессионала, которые ушли в Вооруженные силы, КНБ, СОП, прокуратуру. Поэтому, конечно, мы предлагали этот блок представить, но с учетом, что это большая сумма, Минфин и Минэк отказали”. Он сообщил, что в процессе работы над законопроектом из него и так исключили такие льготы, как обеспечение сотрудников жильем, безвозмездная приватизация жилья, возмещение государством половины суммы кредита при приобретении жилья, медобслуживание, санаторно-курортное лечение сотрудников и бесплатный проезд на автотранспорте.
Еще один важный пункт данного документа - правила применения полицейскими огнестрельного оружия. Действующим законом о правах и системе определяются основания, условия и порядок применения огнестрельного оружия, в том числе в случаях необходимой обороны и крайней необходимости. Однако в законе прописаны лишь права сотрудников правоохранительных органов, а обязанности о предупреждении не предусмотрены. “Предлагаемые нами нормы не расширяют существующие основания применения огнестрельного оружия, а, наоборот, возлагают на сотрудников обязанность предупредить о намерении его применения”, - сообщил министр. Теперь “сотрудник правоохранительных органов обязан сделать четкое предупреждение, а также предоставить достаточное время для подчинения”. Но это требование может не соблюдаться, “если задержка может привести к смерти или серьезному ранению должностного лица или другого лица, если это требование было бы явно неуместным или не нужным при создавшихся обстоятельствах”.
К слову, с 2008 года зафиксировали 91 факт применения оружия сотрудниками внутренних дел, из них 5 процентов признали неправомерным. Как сообщил Касымов, ранили 22 граждан, в том числе правомерно - 21, погибли 10 человек, в том числе правомерно - 7. “В общей сложности в 99 процентах применение оружия было правильным”, - заявил глава МВД. Видимо, один процент погрешности, унесшей человеческие жизни, в МВД проблемой не считают.
Депутаты было возмутились, что применять оружие следует лишь тогда, когда у граждан есть возможность защищаться. То есть когда разрешено использование оружия и гражданами. Но не тут-то было. В Казахстане вскоре травматику вообще выведут из широкого оборота физическими лицами.
Соответствующие поправки в законодательство мажилисмены также одобрили в первом чтении. Несмотря на собственное возмущение.
Под занавес последней в этом году (парламентской) пленарки спикер палаты Нурлан Нигматулин поздравил всех коллег с продуктивной работой. А также всех парламентских журналистов с наступающим праздником работников информации и связи: “Позвольте от имени депутатского корпуса поблагодарить их за большую, полную, откровенную работу, освещение работы нашей палаты. По-разному, бывает, воспринимается кем-то или как-то наша работа. Но это зеркало нашей жизни”.
Астана |