Юлиана Жихорь
В прошлую пятницу в Астане произошло знаменательное событие в масштабе всей страны - открылся новый театр оперы и балета “Астана Опера”. Первой постановкой стал шедевр казахской национальной классики - опера “Биржан-Сара” Мукана Тулебаева
Мировая премьера театра состоится лишь в октябре с оперой “Отелло” Джузеппе Верди. Но для казахстанских зрителей (да и других желающих) театр распахнул двери уже сейчас.
На премьеру пришел и глава государства. Он поздравил казахстанцев с праздником, отметив, что “театр оперы и балета является девятнадцатым по счету учреждением искусства, построенным за годы независимости”. “Это единственный классический театр такого масштаба, возведенный за последние несколько десятилетий на всем евразийском пространстве. Он один из самых технически совершенных театров в мире, - отметил президент. - Этот исторический момент войдет в мировую историю и летопись мирового искусства. Великолепное здание “Астана Опера” уже вписано в историю нашей страны”.
Теперь уже перед театром стоит важная задача - самому стать двигателем культуры. Причем на мировом уровне. “Сегодня казахстанская культура должна стать узнаваемой, неотъемлемой частью глобального культурного наследия. Это касается всех видов современного искусства: музыки, театра, кино, литературы, живописи и так далее”.
После короткого выступления президента зрители-слушатели смогли оценить достоинства нового театра. Ранее архитекторы заявляли, что акустика в зале будет великолепна (президент сообщил, что “нет ни одного уголка, где акустика не позволяет слышать все, что здесь происходит”). Это весьма важно, учитывая, что местные оперные звезды в свое время жаловались на некачественную акустику еще одного открытого в Астане оперного зала - во Дворце мира и согласия (Пирамиде). (Однако во время выступления на открытии того оперного зала Монтсеррат Кабалье говорила, что звук ее голоса доходил до самых дальних уголков в зале. Что позже дало астанчанам возможность язвить в адрес отечественных оперных див, что-де им просто голоса не хватает.) Однако в “Астана Опера” на плохое качество звука не жаловались даже на галерке.
В общем, зрители смогли в полной мере оценить и качество звука, и новые декорации (заполнить ими огромную сцену было весьма непросто). Зрители аплодисментами оценили и выступление артистов, как оперных, так и кордебалета.
Однако, как выяснилось, бурные овации дарить артистам и постановщикам в Астане не любят. Чиновники всех уровней (а их, разумеется, было большинство в зале) спустя пять минут оваций стали оглядываться на президентскую ложу. И стоило Нурсултану Назарбаеву покинуть ложу, зал моментально опустел. Несмотря на то, что на сцене все еще кланялись артисты...
Но чиновники “промахнулись” - президент, покинув ложу, вышел на сцену. Он лично поздравил исполнителей главных ролей в спектакле, подарил цветы, поговорил с артистами, сфотографировался на память со всей труппой. К моменту, когда Назарбаев вышел в холл, в театре осталось лишь немного “самых стойких”.
И еще о новеллах “Астана Опера”. В зале отсутствует сотовая связь, а зайти в него после третьего звонка невозможно (не исключено, правда, что лишь на первых порах).
Второй спектакль на новой столичной оперной сцене состоится уже 3 июля - астанчан и гостей столицы ждет премьера балета П.И. Чайковского “Спящая красавица” в постановке Юрия Григоровича.
Фото Радмир Фахрутдинов, Ильяс Омаров
Астана
В новой постановке “Биржан-Сара” режиссера Юрия Александрова были задействованы как казахстанские исполнители (примой была Нуржамал Усенбаева), так и приглашенные артисты. Главную роль Биржана исполнил заслуженный артист России, народный артист Татарстана Ахмед Агади. (К слову, выбор спектакля был не случаен - в этом году исполняется 100 лет со дня рождения Мукана Тулебаева).
В конце спектакля режиссер-постановщик Юрий Александров пригласил на сцену всех, кто принял участие в подготовке премьеры: дирижера-постановщика - заслуженного деятеля РК Абзала Мухитдинова, художника-постановщика - народного художника России Вячеслава Окунева, главного хормейстера - заслуженного деятеля РК Ержана Даутова, балетмейстера и главного балетмейстера - приглашенного из России Владимира Романовского и заслуженного деятеля РК Турсынбека Нуркалиева. В общем, на сцену вышли все те, кто подарил праздник. |