|
Константин Маскаев
Хвостохранилища - экологически опасные объекты - раскинулись зловонными техногенными болотами на площадях в сотни миллионов гектаров. Только на территории бывшего СССР они занимают более 10 миллионов га. По Казахстану статистика не обнародована, но можно не сомневаться, она не менее впечатляющая.
Как известно, после обогащения (извлечения металла) остается в сто-пятьсот раз большая по объему масса породы, так называемые хвосты, которые просто складируют. Хвосты - это малоприятная жижа, которая к тому же несет вред всему живому: в процессе извлечения металлов используют кислоту. Хранилищами же их называют потому, что этот груз будет лежать там, где его разместили, хоть целую вечность. И ничего с этим пока поделать нельзя.
Однако признанный казахстанский ученый академик Самен Цой решение этой задачи знает и патент уже получил. Он предлагает технологию, которая позволит забрать из хвостов оставшийся металл, растворив его в особой среде, как сахар в воде. Но и это еще не все! Пропущенная через пресс-фильтры оставшаяся пустая порода, пульпа - огромный источник сырья для производства строительных материалов прямо на месте. По этой технологии из шахты можно поднимать металл и одновременно кирпичи, плиты, панели!
- Но у меня денег нет, чтобы внедрить опытный контрольный образец такого производства! - сетует ученый.
Если бы к этой идее подошли с должным вниманием, в Казахстане можно было решить и собственные проблемы, и предложить решение, над поиском которого рудодобывающая промышленность всего мира бьется более века. Именно Казахстан мог бы заявить о революционной инновации
Передо мной человек, который демонстрирует свои научные труды, патенты и грамоты. Он видный ученый и академик. В свои 93 года продолжает преподавать на кафедре “Подземная разработка полезных ископаемых” КазНТУ имени К.И.Сатпаева, профессором которой является долгое время.
Это горный инженер Самен Викторович Цой. Нужно назвать хотя бы часть его регалий, чтобы понять масштаб личности. Академик Казахской Национальной академии естественных наук, академик Международной академии информатизации, вице-президент Народной академии Казахстана “Экология”, доктор технических наук.
За более чем полувековую научную деятельность профессор Цой провел обширный комплекс фундаментальных исследований по актуальным вопросам разработки инновационной технологии добычи руд и их переработки, опубликовал свыше 350 научных трудов, в том числе 29 книг, получил 60 авторских свидетельств, предварительных и инновационных патентов на изобретения.
Но - к сути его идеи, которая получила название “Рудник будущего”.
|
В чистом виде в природе металлы встречаются крайне редко. Все разведанные месторождения с высоким процентом металлов давно выбраны и сохранились теперь в виде легенд рудознатцев - вроде горы Магнитной, крупного месторождения магнитного железняка, которая теперь практически срыта.
Обычно содержание металла в руде - единичные проценты, но и это считается довольно неплохо. Часто борьба идет за десятые доли процента. И до сегодняшнего дня самая прогрессивная рудная промышленность в мире научилась извлекать металл из руды, если его содержание не ниже 200 грамм на 100 килограммов, то есть 0,2 процента. Нигде в мире пока не могут забирать эти оставшиеся 0,2 процента металла из руды, хотя давно бьются над проблемой. Какая это на самом деле величайшая проблема, знают, пожалуй, только сами горняки да проживающее поблизости от производства население.
Извлекают металл из руды на горно-обогатительных предприятиях. Перемалывая миллионы тонн породы, комбинаты получают, в лучшем случае, сотую (чаще - пятисотую) часть, которая и становится металлом.
- Так мы обеспечиваем цивилизацию металлами, - разъясняет Самен Цой. - Можно сказать, что горняки играют одну из главнейших ролей в экономике. Металл нужен везде! Без металла нет ни машин, ни механизмов, нет нефти и газа, нет скальпеля, нет иголки, нет транспорта, средств связи, электроснабжения - ничего! Мир без металла - это каменный век и гибель цивилизации.
Если не принимать во внимание некоторые усовершенствования в шахтах, их оборудование различными системами: добычи, безопасности, транспортировки, вентиляции, - за последние сто лет ничего существенного не изменилось. При этом вся мировая добыча добрую сотню лет бьется над проблемой: как взять из руды весь металл и куда деть хвосты.
Свой “Рудник будущего” Самен Цой разрабатывал почти 40 лет. И математически доказал состоятельность своего способа использования кумулятивных зарядов в процессе добычи, что при тех же затратах еще и может дать экономию в 2,5 раза. Получил патент. Всего способ добычи “Рудник будущего” содержит девять патентов, каждый из которых обладает новизной! Способ, во-первых, предполагает получение металлосодержащего концентрата там же, в местах добычи, то есть в шахте. Причем взять можно все - даже те забалансовые 0,2 процента! Этот же способ позволяет извлечь металл и из хвостохранилищ.
- Они объявили конкурс: “Разработка переработки природного и техногенного сырья”, - говорит он о чиновниках Минобразования и науки. - Природное сырье - это руда, техногенное сырье - это хвосты. В хвостах, как мы помним, остается 0,2 процента металла. Ниже этого параметра ни одно обогатительное предприятие сегодня не может взять металл, он неизбежно теряется. Я предлагаю забрать весь метал из хвостов! А они спрашивают: в чем новизна?..
|
Его имя хорошо известно, но в узких кругах. Поэтому то, что он демонстрирует свои книги (на выходе - тридцатая!) и другие достижения, объяснимо и понятно: в отличие от “дутых” академиков, сомнительных кандидатов и докторов наук последнего времени он корифей, настоящий признанный авторитет. Прошел путь от рядового горного инженера до академика многих академий наук и профессора кафедры.
Идеи еще молодого кандидата наук ценил и поддерживал академик Каныш Сатпаев. О его докторской диссертации хорошо отозвался с трибуны сам Мстислав Келдыш, тогдашний президент Академии наук СССР!
Самен Викторович много внимания уделил поиску различных математических решений. В свое время тайно занимался кибернетикой: был период в СССР, когда эту область знаний назвали “наукой мракобесов” и даже ввели уголовное преследование за исследования.
Позже науку реабилитировали. В 1966 году вышла его монография “Кибернетика в горном деле”. Самена Цоя пригласил академик Аксель Иванович Берг, председатель научного совета по комплексной проблеме “Кибернетика” при президиуме АН СССР для обмена мнениями и консультаций. Совет занимался становлением и развитием в СССР исследований в области бионики, технической кибернетики, структурной лингвистики, искусственного интеллекта. |
По сей день Самен Викторович обладает отменной памятью, энергичен и трезво мыслит. Но те, кто наделен привилегией давать экспертные оценки, на протяжении нескольких последних лет оставляют идеи Цоя без грантового финансирования. Когда гранты раздают под сомнительные, по мнению ученого, идеи и по весьма натянутым основаниям, это не должно оставаться в кулуарах - пора прокуратуру подключать.
Признания ему достаточно. В социальном, бытовом и материальном планах тоже вроде не обделен. Но, как говорится, за державу обидно! Его изобретение могло бы произвести настоящую революцию в области рудной промышленности не только в Казахстане, но и во всем мире! Что очень созвучно с президентской Программой форсированного индустриально-инновационного развития и амбициями страны по вхождению в мировую “тридцатку” развитых стран. Но то, что декларирует президент, а затем тщательно разъясняют чиновники на разных уровнях, как оказывается, этими же чиновниками может быть с успехом и похоронено.
В чем значение и новизна методики, предлагаемой академиком
Добыча руды и ее переработка прямо в шахте.
Использование кумулятивного взрывного устройства и управление взрывной энергией, что позволяет измельчить руды до требуемых параметров прямо на стадии добычи (экономия средств примерно в 2,5 раза).
Извлечение из руды практически всего металла (в лабораторных условиях при концентрации в руде или пульпе всего 0,2 процента профессор Цой забирает 95 процентов оставшегося металла).
Извлечение металла из имеющихся сегодня хвостов и исключение их появления впредь.
Закрытие ГОК - горно-обогатительных предприятий - за ненадобностью.
Попутное получение строительного сырья и изделий из него. |