|
Ирина Ковалева
В Павлодаре разгорелись страсти вокруг колонии для пожизненных заключенных. Недостроенный за девять лет объект, который должен был стать единственной в Казахстане тюрьмой для полутора тысяч приговоренных к пожизненному сроку, так и не довели до ума. Пока финпол расследует хищения при строительстве почти 40 миллионов тенге из госказны, в корпусах “крытки” за колючей проволокой предлагают открыть ресторан или отель
По проекту “пожизненная” спецтюрьма в Павлодаре должна была стать образцовой, обустроенной по мировым стандартам. Осужденных на пожизненное лишение свободы планировали содержать в одиночных, четырех- и шестиместных камерах со всеми удобствами. Проектные работы проводили алматинские специалисты.
Строили колонию не с нуля, а решили реконструировать уже имеющиеся объекты. Под колонию Министерство юстиции предложило перестроить так и не запущенные в производство и пустовавшие цеха местного химзавода, возведенные еще в 70-х. Достроить на бывшей территории ОАО “Химпром” нужно было лишь несколько зданий - административно-бытовой комплекс, котельные, столовые и т.п.
Реконструкция и стройка стартовали в 2004-м, а сдать колонию планировали в 2008 году. На эти цели из республиканского бюджета выделили 3,8 миллиарда тенге. В итоге оказалось, что подрядчик средства освоил, но объект так и не готов к сдаче. Причем комплекс этот ныне даже не в ведомстве КУИС.
Долгостроем заинтересовались финполицейские. Стражи порядка отмечают: увы, наиболее подверженной коррупции остается сфера государственных закупок.
“Нами расследуется уголовное дело в отношении заместителя директора одного республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения при исправительных учреждениях КУИС Министерства юстиции РК, - сообщила Самал Ахмедьянова, пресс-секретарь департамента финансовой полиции Павлодарской области. - Он подозревается в том, что, используя свое служебное положение, в течение года путем подделки актов выполненных работ по договору о государственных закупках по реконструкции пустующих корпусов под исправительную колонию особого режима совершил хищение бюджетных средств на сумму более 20 миллионов тенге”.
К слову, ранее финполицейские возбудили уголовное дело в отношении директора этого же предприятия за хищение бюджетных денежных средств на сумму более 18 миллионов тенге. Схема та же - в 2005-2008 годах подделка актов выполненных работ по реконструкции двух пустующих корпусов ОАО “Химпром” под тюрьму для заключенных на пожизненное лишение свободы. Дополнительно инкриминируют факты служебного подлога. Сейчас проверяют все финансовые операции на этом объекте. По результатам проверки стражи порядка не исключают и увеличений суммы ущерба.
Проблему “пожизненной” недоделки обсуждали на заседании республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП “Нур Отан”. После просмотра видеоролика о недостроенной тюрьме управляющий директор союза “Атамекен” Талгат Доскенов предложил превратить этот объект в “тюремный отель” или ресторан. К слову, такой необычный тематический отдых, как ни странно, набирает популярность в мире.
В Латвии, Германии, Великобритании и Нидерландах туристы, ищущие острых ощущений, готовы выложить немалые суммы, чтобы отдохнуть “на нарах”. Однако и.о. председателя КУИС МВД Жанат Кешубаев в ответ Доскенову засомневался в возможности такой затеи - все-таки часть камер уже практически готова. Да и находится заведение за городом.
А на днях аким Павлодарской области Ерлан Арын заявил, что будет больше пользы, если недостроенное спецучреждение отдать не под ресторан или отель, а под промышленный объект.
“С легкой руки наших “атамекеновцев” в интернете поднята тема недостроенной тюрьмы. Заброшенный объект, по сути своей. Там 12 гектаров земли, промышленная зона, часть строений возведена. Мы можем этот объект капитализировать и рассмотреть вопрос о том, какое производство там разместить”, - сказал Ерлан Арын.
По его словам, новый промышленный объект на базе недостроенной колонии может войти в индустриальную зону Павлодара. Все составляющие для успешного развития есть - например, специальная экономическая зона с растущей инфраструктурой. К тому же, заметил глава Павлодарского региона, не хотелось, чтобы в области, где и так уже есть несколько исправительных учреждений, стало еще одной тюрьмой больше.
В любом случае спецзоной с принципом содержания “от приговора и до самой смерти” этот объект не станет - средств на завершение стройки нет. К тому же выяснилось, в колонии на 1500 особых зэков у Казахстана нет необходимости. С момента объявления моратория на смертную казнь в 2004 году в республике пожизненный приговор получили всего 118 человек.
Сегодня спецконтингент содержится в колониях строгого режима, не построенных, а, по сути, лишь приспособленных для осужденных на пожизненное лишение свободы. Единственная тюрьма, куда сейчас направляют тех, кому назначено отбывать бессрочное наказание, - это учреждение 161/3 в Житикаре Костанайской области, известное так же, как “Черный беркут”.
Павлодар |