|
Ботагоз Омар
Официальное заявление о том, что проезд по автобану Астана - Щучинск - Бурабай стал платным и с 31 мая стоимость проезда для легкового транспорта по данному маршруту составляет 1 тенге за километр, не соответствует действительности. Вместо 100 тенге за 100 километров с “легковушек” берут только 30. Есть, конечно, повод для радости, но это временно. До конца июня, как предполагается, стоимость будут взимать “на полную катушку”
Введение стоимости проезда по данному шестиполосному автобану откладывалось на протяжении двух лет, поэтому событие заинтересовало меня чисто с профессиональной точки зрения.
Конечно, раскошеливаться лишний раз не хочет никто, поэтому следовало обрадоваться, что при выезде из Астаны с нас не потребовали ничего, а при въезде - всего 30 тенге. (Такова ставка для легкового автомобиля, но следует сказать, что мы преодолели лишь 100 километров отрезка 210-километровой трассы.)
Тем не менее интересует сам факт расхождения официально заявленного с происходящим на деле. Почему так получается, что Минтранском заявляет о фиксированных тарифах, запущенных еще 31 мая, и когда автовладельцам морально настраивать себя на то, что тарифы будут взимать так, как написано в официальных документах?
Первым моим предположением было, что такие меры вводятся, чтобы резкое введение платы не шокировало казахстанцев. Основано оно на слухах. Как говорят автовладельцы, местные жители устраивали акции протеста, заявляя, что при введении платного автокоридора (построенного, кстати, полностью на средства из госказны) необходимо было предусмотреть альтернативный проезд. Критика местных жителей вполне оправдана: почему налогоплательщики, на средства которых построена данная трасса, должны платить за ее использование?
Прежде представители Минтранскома заявляли, что введение платы за проезд обусловлено необходимостью экономии тех же государственных средств: мол, ежегодно на содержание данной магистрали расходуют 1,3 миллиарда тенге. И так как все собираемые с пользователей трассы средства будут полностью расходовать на ее содержание, бюджетные деньги можно направить на другие проекты.
Как пояснили в главном транспортном ведомстве страны, вся автомагистраль поделена на пять зон по границам прилегающих районов. И систему решили запускать поэтапно с 31 мая, чтобы избежать пробок. То есть сначала плату ввели на территории граничащего с Астаной Шортандинского района, затем - Аккольского, далее ее введут на территории Буландинского, Енбекшильдерского и Бурабайского районов. Планируют, что полностью вся система будет введена до конца июня.
“До 5 июня автовладельцев только обучали, они подъезжали к шлагбауму, видели на табло сумму для оплаты и категорию своей машины, консультанты рассказывали им о способах оплаты. Потом запустилась первая арка в Шортандинском районе, начали взимать плату по минимальной ставке только за проезд по территории этого района (30 тенге. -
“НП”). Подключена также арка в Бурабайском районе. Так до конца месяца постепенно будут запущены все 5 арок, и сумма проезда для легкового транспорта составит 200 тенге”, - сообщил, отвечая на вопросы “НП”, пресс-секретарь МТК Александр Суслов.
По официальной версии МТК, в настоящее время во всех пяти зонах все необходимое для оплаты проезда оборудование уже установлено. Кроме пунктов терминалов имеются специальные арки, фиксирующие передвижение транспорта. Плата складывается из тарифов за проезд по каждой пересекаемой зоне. Оплатить проезд смогут на выезде с трассы через терминал банковскими картами или с помощью специальных транспондеров. (Кстати, автомат выдает сдачу, в чем мы убедились, закинув 50 тенге, вместо запрашиваемых 30. 20-тенговая монетка появилась в соответствующей ячейке. Вся процедура заняла доли секунды.)
“Арки, расположенные на границах пяти районов, фиксируют, сколько зон проехал автомобиль. Оплата производится только на выезде с трассы. При подъезде к пункту оплаты камеры считывают номер транспортного средства, система определяет категорию авто и формирует на основе утвержденных правительством тарифов итоговую стоимость за проезд, в зависимости от количества пройденных зон, которая высвечивается на цифровом табло”, - пояснил пресс-секретарь.
Все в этом объяснении логично, кроме одного: как могут быть связаны между собой пробки и введение платного проезда? От того, 30 тенге будет стоить проезд или 200, не зависит, будет ли на терминалах меньше автовладельцев. А потому возникают предположения, что или министерство, поторопившись заявить, что запустило долгоиграющий проект “во благо государственного кармана”, технически оказалось к этому не готово, или все-таки есть составляющая, связанная с вышеназванными социальными настроениями.
Астана |