|
Константин Маскаев
Итак, в Казахстане появилась первая платная автодорога. С сегодняшнего дня за проезд по автомагистрали Астана - Щучинск будут брать деньги. Решение откладывалось несколько лет и таки созрело. Пилотный проект укажет дорогу не только в буквальном, но в переносном смысле - к мировому порядку
Первые платные туалеты тоже вызывали - у кого возмущение, у кого улыбку: платить за это? Это всегда было бесплатным! Теперь же с водителей будут брать деньги и за пользование дорогой. С автолюбителей - по 1 тенге за километр, с профессионалов, в зависимости от грузоподъемности и характера груза, - от 5 до 20 тенге. Только с мотоциклистов почему-то решили денег не брать. Видимо, они парят над проезжей частью, как райские птицы...
Только половину стоимости будут платить проживающие в прилегающих к дороге населенных пунктах. Также им позволят бесплатно передвигаться внутри своего района. Автомагистраль лежит в пределах пяти районов.
На выездах установлены специальные арки, фиксирующие передвижение транспорта. Сумма оплаты будет складываться из тарифов за проезд по каждой пересекаемой зоне. Оплачивать можно будет на выезде с трассы через терминал - наличными, банковскими картами или с помощью специальных транспондеров. От уплаты, понятно, освободили спасателей, “скорую помощь”, пожарных, полицейские машины и дорожную технику.
Как хорошая машина требует больших затрат по содержанию, так же и хорошая дорога требует больших затрат на содержание, в который раз разъясняет необходимость такой инновации председатель Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Замир Сагинов.
Прежде государство тратило на эту дорогу 300 миллионов тенге в год. Затем ее подвергли существенной реконструкции и подняли до первой технической категории. Теперь, чтобы ее содержать, требуется уже более 1 миллиарда тенге. Сагинов назвал цифру в 1,3 миллиарда тенге, которые нужно потратить на две сотни километров этого современного шоссе в текущем году. “Аппетит” каждого километра - 6,5 миллиона тенге в год, или, для тех, кому ближе валютные категории, около 45 тысяч долларов.
На какие конкретно задачи требуются такие средства, чиновник не разъяснил. Мы-то помним, что дороги, созданные по новым технологиям, не нуждаются в ежегодном ремонте. Прежнюю дорогу ежегодно латали “заплатками”, перестилали участками, на что хватало 300 миллионов. Почему стоимость годового содержания подскочила на миллиард, не вполне понятно. Кто бы позволил заглянуть в эту мудреную калькуляцию?
Главное, что введение оплаты за проезд по высокоскоростной магистрали позволит снизить нагрузку на республиканский бюджет по ее содержанию. А освободившиеся средства можно будет направить на ремонт других дорог, разъясняет чиновник.
Оборудование по измерению габаритов и колесности автомобиля, по словам чиновника, является “последним словом техники”. Подрядчик - французская компания, которая является лидером по установке системы платных дорог в Европе. Понятно, что особенно в первое время необходимость оплаты будет занимать какое-то время. Чтобы избежать очередей, на арках будут работать консультанты, которые помогут водителям справиться с терминалом.
Как добраться от Астаны до Щучинска и обратно, и не платить? Представитель Минтранскома предлагает аж два альтернативных маршрута: через Степногорск и через Атбасар. Однако неужели кто-то всерьез может рассматривать перспективу сжечь десяток-два литров топлива в качестве разумной альтернативы? Прямая, отныне платная трасса Астана - Щучинск - 220 километров. Через Степногорск превышает 400 километров, через Атбасар и того больше - 500 километров!
В принципе, из Алматы в Астану можно ехать и через Париж, и через Иркутск. Дорог - миллионы их! Что считать альтернативной дорогой? Отражено ли это понятие в законодательстве? Есть ли какой-то утвержденный регламент, до каких пределов, километров или экономической целесообразности можно считать дорогу разумной альтернативой?
Как бы там ни было, но первая платная дорога в Казахстане уже появилась, что ставит нас в один ряд с тремя десятками других стран мира, среди которых Турция, Малайзия, Греция, Россия, Белоруссия. А вот в Германии оплату за использование автомобильных дорог не берут... Платят лишь за въезд в центры некоторых городов и за проезд через два тоннеля.
В Турции на различных по значимости и загруженности шоссе за весь платный участок установлена такса от 3 до 26,5 лиры (1 доллар сегодня равен 1,86 лиры). Примерная стоимость проезда для легковушки по платным дорогам Хорватии через всю страну обойдется в 119 кун (24 доллара).
Первый участок платной дороги Москва - Санкт-Петербург (пока 58 километров) заработает в конце 2014 года, а вся трасса - к 2018 году. Такса - 3,65 рубля (17,5 тенге) за километр.
В Казахстане пока установили самые низкие тарифы за проезд. Это потому, что при расчете проявили чудеса гуманности: учитывали только затраты на ежегодное содержание и ремонт и не пытались компенсировать потраченные на строительство и оборудование средства.
Следующие казахстанские дороги, где планируют ввести оплату: трассы Алматы - Капшагай, Алматы - Капшагай - Астана и Астана - Павлодар.
Вместе с платной дорогой в Казахстане появится и новая форма оплаты - с помощью транспондеров, специальных устройств, которые можно будет установить на автомобиле. Цена такого устройства сегодня - 3600 тенге.
Лицевой счет на транспондере пополняется точно так же, как пополняется счет на сотовом телефоне. Списывание будет происходить автоматически при пересечении контрольных точек. В перспективе планируется, что плату за проезд можно будет по желанию списывать и со счета сотового телефона. |