Ботагоз Омар
Отечественных предпринимателей охватывает “зеленая” лихорадка.
В хорошем смысле этого слова. По словам главного эколога страны, в его ведомстве нет отбоя от инвесторов, желающих реализовывать проекты ВИЭ. Единственное, что мешает претворять в жизнь “зеленые” планы - законодательные пробелы
На прошлой неделе мажилис в первом чтении одобрил законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам поддержки использования возобновляемых источников энергии”. И это не надуманная риторика специально к EXPO-2017.
Как сообщил на пленарном заседании мажилиса министр охраны окружающей среды Нурлан Каппаров, количество инициаторов проектов в сфере установки объектов возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в четыре раза больше, чем в настоящее время могут принять регионы страны.
Глава МООС отметил, что в настоящее время в стране используют в основном потенциал солнца и ветра. В целом по Казахстану в области ветроэнергетики сегодня развивают проекты на 368 мегаватт, также по малым ГЭС большой потенциал имеется в южных регионах страны. И, кстати, по информации МИНТ, в нашей стране из всех возобновляемых источников энергии наибольший акцент будут делать именно на развитие малой гидроэнергетики и ветроэнергетики.
В целом объекты ВИЭ в настоящее время вырабатывают 0,5 процента от всех мощностей в стране. До конца следующего года этот объем планируют нарастить вдвое, до одного процента. Правительство рассчитывает, что доля возобновляемых источников энергии в общем энергобалансе страны достигнет до 2020 года трех процентов.
“У нас нет опасений, что мы не сможем довести объем ВИЭ до уровня трех процентов к 2020 году. Потому что, как только будет принят закон, количество инвесторов будет намного больше, чем мы можем себе позволить. В МИНТе сегодня лежат заявки на 4 тысячи мегаватт, а 3 процента к 2020 году - это 660 мегаватт. У нас количество заявок сегодня уже в 4 раза больше, чем мы можем себе позволить установить”, - сказал Каппаров с парламентской трибуны.
Напомним, в соответствии со стратегией главы государства до 2050 года, озвученной в Послании народу страны, к 2050 году в стране на альтернативные и возобновляемые виды энергии должно приходиться не менее половины всего совокупного энергопотребления.
Ну а пока законопроект направлен на создание благоприятных условий для выработки электроэнергии из возобновляемых источников. Для этого документом предусмотрено установление фиксированных тарифов на покупку электроэнергии у всех объектов, использующих ВИЭ.
Электроэнергию, произведенную объемами ВИЭ, будет покупать единый расчетно-финансовый центр. Функцией РФЦ будет перераспределение купленной у “зеленых” энергетиков электроэнергии всем потребителям электрической энергии единой электроэнергетической системы РК. Таким образом инвесторов избавят от необходимости искать потребителей пока сравнительно дорогой электроэнергии от ВИЭ.
Кроме того, “зеленая” энергетика позволит электрифицировать отдаленные районы, до которых по сей день не доходили блага цивилизации из-за экономической нецелесообразности. Сегодня сложно поверить в тот факт, что в XXI веке еще живут люди, которым не знаком свет “лампочки Ильича”. По официальным данным Министерства индустрии и новых технологий, сегодня в Казахстане насчитывается 6089 человек, не имеющих подключения к электрическим сетям, или 1203 фермерских хозяйства и отгонных пастбищ.
Таким людям будут оказывать помощь от государства в форме возмещения половины затрат на приобретение установок (мощностью до пяти киловатт) по использованию ВИЭ у казахстанских производителей. Затраты на установку такого объекта ВИЭ для одного дома в среднем составит 4430 тенге. Таким образом правительство планирует ежегодно покрывать часть затрат для 401 хозяйства. Кроме того, законопроект предусматривает выделение земельного участка под строительство объектов ВИЭ.
Вместе с тем, какие бы меры поддержки ни оказывались государством, проекты ВИЭ не будут реализовывать в полной мере, пока их себестоимость не снизится. Пока, с экономической точки зрения, производство электроэнергии из альтернативных источников экономически не выгодно.
Но прогнозы главы МООС в этом вопросе весьма оптимистичны. Министр убежден, что, благодаря открытиям ученых и совершенствованию технологий, стоимость конечного продукта, полученного от ВИЭ, в ближайшие годы гораздо подешевеет. Так, отметил Нурлан Каппаров, “в прошлом году себестоимость ветровой энергии в Германии стала дешевле угольной”.
Астана |