|
Юлиана Жихорь
В Казахстане разгорается скандал, связанный с новыми нормами социальных выплат по беременности и родам. Ограничения максимального размера выплат на уровне 800 000 тенге не устраивают готовящихся стать матерями казахстанок. Они готовят открытое письмо президенту с требованием отменить новые нормы Закона “Об обязательном социальном страховании”
Введение в действие 17 февраля этого года новой редакции Закона “Об обязательном социальном страховании” вызвало бурю негодования. Интернет пестрит недовольными постами женщин всех возрастов. По мнению представительниц прекрасного пола, обновленная версия статьи 23-1 этого закона нарушает их конституционные права.
Так, согласно вступившему в силу закону, для исчисления размера социальной выплаты по беременности и родам доход, с которого уплачивались обязательные пенсионные взносы, не учитывается. В зачет ставится лишь доход, с которого уплачивались социальные отчисления, в пределах 10-кратного размера минимальной заработной платы (в 2013 году - 186 600 тенге). То есть максимальная выплата по беременности и родам составит не более 800 000 тенге.
Ограничение верхнего потолка социальных выплат этой категории возмутило женщин. Особенно речь идет о дамах, получающих высокую заработную плату. Речь идет всего о 1,2 процента работающих женщин (около 30 тысяч). Именно они получают заработную плату выше, чем 10 МЗП, и теперь оказываются финансово-ущемленными при желании стать матерями. “6,7 тысячи женщин получили 9 миллиардов тенге выплат, что составило 22 процента всех выплат”, - сообщил недавно президент государственного фонда социального страхования Алмаз Курманов. 145 тысяч рожениц, получавших доход в пределах 10 МЗП, получили в виде выплат (в среднем) около 228 тысяч тенге, высокооплачиваемые дамы - в среднем 1,360 миллиона тенге. “Налицо нарушение социальной справедливости. Мы говорим, что высокодоходная группа должна оплачивать низкодоходных женщин, у нас получается же, что низкодоходная, наоборот, оплачивает расходы высокодоходным женщинам”, - заявил Курманов.
Однако сами женщины так не считают.
Из письма Зауре Сакановой на блог министра труда и социальной защиты. Зауре подсчитала количество новорожденных в “неполных” семьях: “В среднем по стране в 2012 году было рождено и воспитывается в неполных семьях 22 процента от общего количества новорожденных.
В этих сухих цифрах немалую долю составляют и матери-одиночки, решившие подарить жизнь ребенку. Это те женщины, которые в силу сложившихся обстоятельств вынуждены рассчитывать только на свои силы и средства.
В основном такое решение принимают женщины, чей среднемесячный доход превышает 10 МЗП. Принимая во внимание тот факт, что, по сведениям статистики, в 2012 году было рождено более 379 тысяч младенцев, то Вы, приняв вышеуказанный Закон, ставите под сомнение возможность появления на свет почти 83 тысяч потенциальных граждан Республики Казахстан (22 процента от общего количества новорожденных в 2012 году). Так как на шаг рождения ребенка в неполной семье и так может решиться не каждая одинокая женщина, а в свете последних событий, связанных с принятием этого Закона, количество таких женщин снизится в разы...
Полагаю, что принятые нововведения не замедлят отрицательно сказаться на рождаемости детей и в полных семьях, так как пособие на случай потери дохода в связи с беременностью и родами служило значительной помощью семейному бюджету на тот период, когда один из родителей будет находиться в отпуске по уходу за ребенком. И, как следствие, работающих супругов с нормальной заработной платой (выше 186 тысяч тенге), решившихся на рождение более двух детей, будет все меньше и меньше, не говоря уже о резком спаде количества многодетных семей в Республике Казахстан”.
Возмущение постепенно перерастает в “женский бунт” - уже готовится открытое письмо президенту страны с просьбой наложить вето на этот закон.
Пока же инициативная группа подготовила проект письма в Генеральную прокуратуру, в котором раскритиковала нормы закона.
“С введением в действие Закона женщины, которые на протяжении долгого времени пытались расти, увеличивать опыт, получали дополнительное образование для того, чтобы зарабатывать больше, и рассчитывавшие на достойные декретные, оказываются в ситуации, когда они получают в разы меньше того, на что они рассчитывали”, - говорится в тексте проекта письма на имя Асхата Даулбаева. (Письмо опубликовано в группе на странице соцсети Facebook.)
“Многие из таких женщин не имеют мужей, на которых можно было бы рассчитывать в финансовом плане, многие имеют кредиты (в том числе ипотечные, которые не ограничиваются в размерах ежемесячных выплат, при этом женщины, имеющие доход свыше 10 МЗП, не имеют права претендовать на какие-либо льготы со стороны государства или банков и участие в социальных программах по обеспечению жильем). Значительная часть таких женщин живет в городах Алматы, Астана, Актау, Атырау, где жизнь сама по себе очень дорогая (например, стоимость только коммунальных платежей в Алматы вполне может составлять 25 000 - 30 000 тенге в месяц и более)”.
В письме приводятся “занимательные” расчеты, не привести которые нельзя. Женщинам со среднемесячным доходом до декрета в размере 400 тысяч тенге будет начислено 740 985 тенге на 4 месяца отпуска по беременности и родам. Вычесть обязательные пенсионные взносы, и сумма выплат сокращается до 666 887 тенге: “Таким образом, фактически такой женщине оплачивается только 1 месяц и 3 недели отпуска по беременности и родам, и для того, чтобы такая женщина могла сохранять свой уровень дохода, она обязана выйти на работу за неделю до родов. Такой абсурдный вывод мы вынуждены делать на основе положений Закона”.
У женщин, которые много лет потратили на карьерный рост в ущерб материнству и, лишь достигнув определенного положения, решились на ответственный шаг, действительно много вопросов. Например, почему в нашей стране они фактически изгои? То есть платить налоги - это запросто, а вот получать от государства пособие по родам - исключительно по лимиту? Мол, оставшуюся часть, может быть (если такое указано в коллективном или индивидуальном договоре), выплатит работодатель.
Да вот только дамы на такое не согласны. И обвиняют власти в дискриминации и нарушении их конституционных прав.
И их не устраивает ответ Минтруда, что ошибочка вышла при расчетах, когда много лет назад вводили норму по соцвыплатам по рождению (в процентовке к зарплате), да не рассчитали степень целеустремленности к карьере наших дам (и если сегодня не ограничить объемы выплат, к 2027 году может наступить дефолт государственного фонда социального страхования).
По сути, вступивший в силу закон - этакая своеобразная форма “налога на роскошь”, коей сейчас становится заработная плата высокооплачиваемых дам. А заодно метод стимулирования “отказа от иждивенчества”: мол, сами копите себе на роды, пока работаете. Правда, есть один маленький нюанс. При таком подходе к дифференциации женщин детородного возраста на богатых и не очень Казахстан в самом ближайшем будущем может столкнуться с усугублением проблемы гендерного неравенства, когда дамы либо откажутся от карьеры в пользу семьи, либо напротив - по примеру западных коллег предпочтут реализовывать себя на работе, считая детей чрезмерно дорогим удовольствием.
Кто от этого выиграет? Разве что фонд социального страхования...
Астана |