|
Ольга Шишанова
Презентация МВД РК законопроекта “О дорожном движении” в мажилисе снова показала, насколько желаемое не совпадает с действительностью у нас в стране в такой сфере, как безопасность на дорогах и обоюдная ответственность пешеходов и водителей
Со дня принятия действующего закона прошло почти 17 лет. Не удивительно поэтому, что обсуждение “вечных вопросов” вызвало неподдельный интерес не только у депутатов парламента, но и у НПО, ведь “с 1996 года произошло много изменений и теперь требуются новые законы”.
Так, одним из новшеств сегодняшнего законопроекта замминистра МВД РК
Ерлик Кененбаев назвал введение института аудита безопасности дорожного движения как при строительстве дорог, так и их реконструкции. Кроме того, на уровне закона, наконец, должны закрепить положения Правил дорожного движения, определяющие права и обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. Предусматривается дальнейшее введение на территории республики новых государственных регистрационных номерных знаков с изображением отличительного знака и флага РК, новых образцов водительских удостоверений, которые будут иметь семь категорий и шесть подкатегорий.
Это обусловлено, как отметил замминистра МВД, “необходимостью приведения национального законодательства в соответствие с нормами международных договоров, поскольку Казахстан ратифицировал Конвенцию о дорожном движении, требующую приведения законодательства в соответствие с ее положениями”.
Однако многие вопросы в законопроекте, по мнению депутатов, были либо непроработаны до конца, либо вовсе не учтены.
Так, по словам мажилисмена
Ергена Дошаева, “согласно статистике, за последние пять лет у нас на дорогах задержали около 330 тысяч пьяных водителей, однако в республике до сих пор не приняты ужесточающие меры наказания за вождение в нетрезвом виде”. Для сравнения - в Японии наказывают штрафом в три тысячи долларов не только водителя, но и пассажира, а в США пьяные водители получают срок до шести лет.
Оставляет желать лучшего и подготовка водителей в автошколах. “У нас 14 тысяч ДТП зафиксировано с участием тех, кто недавно получил права. Это некачественное обучение, которое превратилось просто в бизнес”, - считает Дошаев.
Кроме того, депутаты считают, что в стране “нужно отменить доверенность на вождение автотранспорта, оставив только доверенность на продажу”. Фактически такие доверенности нотариально отменили, но регистрация в органах дорожной полиции осталась. “У нас в стране около четырех миллионов транспортных средств. Водители вынуждены полдня проводить в органах дорожной полиции”, - посетовали мажилисмены.
В тех же странах СНГ - России, Украине, Беларуси - от водителя давно требуется только три документа - страховой полис, водительское удостоверение и технический паспорт.
Однако Ерлик Кененбаев обосновал необходимость наличия доверенности на вождение тем, что “это облегчает работу при раскрытии виновников дорожно-транспортных происшествий, а отмена такого документа значительно осложнит работу правоохранительных органов”.
Депутата Розакула Халмурадова возмутило введение нормы по продаже номерных знаков. “Сопутствующим законопроектом вводится новый термин - “государственные регистрационные номерные знаки повышенного спроса”, который предусматривает повышенные ставки. Значит, один бедный, другой богатый, но у нас все граждане имеют равные права и свободы. Разве это не противоречит нашей Конституции?” - задался вопросом мажилисмен.
Особенно бурные дебаты вызвал набивший оскомину вопрос спорной пользы ручного регулирования столичных перекрестков. “У нас есть светофоры. Понятно, если они не работают или едет кортеж главы государства, дорогу надо регулировать. В остальное время зачем этот гаишник становится с этой палкой? Мы говорим о дорожной безопасности, но где эта безопасность?” - возмутился депутат Абай Тасбулатов.
В ответ председатель Комитета дорожной полиции МВД РК Берик Бисенкулов заявил, что “мы проводили эксперименты, переключали все наши перекрестки на светофорный режим, доходило до того, что с крыш высотных домов снимали все это. Но наша улично-дорожная сеть не рассчитана на такую нагрузку сегодня”. “Мы неоднократно убеждались, что ручное регулирование необходимо”, - подчеркнул он.
Однако, по мнению председателя Союза водителей Казахстана Талгата Жанабаева, “принимаемый закон - это винегрет, непонятно, что он преследует”.
Помимо всего прочего депутаты предложили исключить из норм прохождение техосмотра легковыми автомобилями, принадлежащими физическим лицам, и ужесточить наказание за игнорирование правил тонировки стекол на автомобилях.
Как ожидается, рассмотрение законопроекта продолжат в рамках рабочей группы, возглавляемой депутатом мажилиса Рамазаном Сарпековым.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |