|
Алан Байтенов
Возникла реальная ситуация, в которой раскрученный механизм смс-уведомлений о ЧС не сработал. МЧС пеняет на сотовых операторов, говоря об их жадности и нежелании бесплатно уведомлять население о ЧС. Операторы указывают в сторону министерства, мол, ни о каких деньгах не может идти речи, и попросту в этот раз со стороны ведомства не поступало соответствующих запросов
Предупрежден - вооружен. Штамп, без которого, к сожалению, нельзя. И каждое агентство или министерство каждой страны мира, что отвечают за работу в сложных условиях чрезвычайных ситуаций, как никто понимают и придают значение этому. Почему постоянно разрабатывают новые способы предупреждения о землетрясениях, тайфунах, ураганах или других природных катастрофах. ЧС техногенного характера также здесь. При этом помимо предупреждения о надвигающейся опасности могут указать, как себя вести, где получить помощь или каким маршрутом лучше всего эвакуироваться.
Об этом знают в мире. В расчет берется любой доступный канал связи - телевидение, радио, популярные интернет-ресурсы, а также сотовая связь. Последняя, кстати, является наиболее удобным инструментом, так как практически каждый из нас является абонентом. Более того, многие из нас в погоне за выгодными тарифами имеют по несколько абонентских “записей” у разных операторов связи. Отчего решение выглядит очень выигрышным - даже если ты вне зоны действия одного оператора, ты в пределах досягаемости сигнала другого.
В отечественном МЧС тоже все это понимают. И все время говорят о необходимости модернизации систем оповещения посредством современной связи. В течение всего прошлого года мы слышали от представителей МЧС, в том числе и главы этого ведомства, о том, что все вопросы с смс-оповещением уже решили. Как минимум, это сделали в трех регионах: Алматы и области, Астане и области, а также в Жамбылской области. “Мы уже подписали договоры с операторами сотовой связи. У нас смс-оповещение вводят в Алматы, уже ввели в Жамбыле. Также и в Астане отрабатывают аналогичную систему”, - говорил в июле прошлого года министр Божко. Мол, есть некоторые сложности с операторами, которые требуют деньги за подобные смс, но их решат. Что, оказывается, впоследствии и произошло.
Далее, в сентябре этого года, нам подтвердили - результаты относительно работоспособности механизма смс-уведомлений о ЧС есть, и они положительные. Более того, презентуют программу модернизации общей системы оповещения, где также сделали упор на предупреждении посредством современных средств связи. Нам показывают красивые графики с количеством абонентов и с доказательством того, что пусть и не все, но большая часть населения может быть предупреждена в течение нескольких секунд. В общем, складывается впечатление, что на самом деле МЧС серьезно взялось за эту область и на самом деле понимает всю важность вопроса. Конечно, мы тут же начинаем обследовать такие сервисы, как “Твиттер”, и не находим там особой ветки. Но, понимая, что для этого нужны время и ресурсы (хотя об этом говорят, как минимум, два года), решаем подождать - все же недавно презентовали программу модернизации системы оповещения о ЧС, и, может быть, время просто еще не пришло.
В общем, военный парад состоялся. Все одобрительно покачали головой, мол, да, действительно, это в случае сложной ситуации сработает. Кстати, чтобы усилить впечатление, МЧС рассказало о том, что в настоящий момент рассматривает вариант перевода таких сообщений на казахский язык. Мол, у нас все серьезно. Говорит, кстати, об этом сам министр 24 января. Что было дальше? Спустя четыре дня происходит реальное ЧС. Алматы и область трясет в течение двух дней. МЧС и сотовые операторы молчат... Конечно, мы не можем требовать от наших служб точного предсказания грядущего землетрясения. Однако официальная строчка от представителя власти и авторитетного источника помогла бы успокоить многих из нас. Да, конечно, спустя 2-3 часа после чрезвычайно ощутимых толчков ведомство “пустило” строчку по телевидению, но ведь тот прогрессивный механизм оповещения, на который, по всей видимости, истратили бюджетные средства, оказался не задействован.
Позже, конечно же, министр отметил - мол, это произошло из-за того, что некоторые операторы попросту не согласны делать бесплатные подарки. “По смс-оповещениям у нас возникают сложности, связанные с тем, что отдельные операторы просят у нас соответствующую оплату, но мы договорились, что такие смс-сообщения, как вы видите, в Астане, мы бесплатно их проводим, в других городах то же самое, я думаю, что и в Алматы таких проблем не будет”, - отмечал коллегам министр Божко, так сказать, афтершоком. Судя по этим словам, дискриминируют только Алматы, то есть тот город, который, пожалуй, наиболее подвержен чрезвычайным ситуациям.
Теперь же слово за сотовыми операторами. Их реакция последовала незамедлительно - по их словам, ни о каких деньгах речи идти не может, и рассылки не было только потому, что со стороны специалистов МЧС не поступало информации о необходимости уведомить каждого абонента лично...
Кто виноват в этой ситуации? С одной стороны, МЧС на самом деле должно было хотя бы попытаться успокоить горожан. Но в то же время, как винить в чем-то спасателей, которые в случае чего первыми придут к нам на помощь и не попросят за это благодарности? Но как обвинять частные компании связи? Ведь они, оказывается, полностью готовы выполнить свою миссию и предупредить каждого. Однако без виновного нельзя, и, по большому счету, он есть. Это механизм взаимодействия между министерством и сотовыми операторами. То есть отсутствие четких инструкций принципа оповещения населения с помощью современных средств связи, закрепленных законодательно, нарушение которых было бы синонимом совершения преступления республиканского масштаба. Иначе виновных нет и не будет. Что, собственно, и произошло сейчас.
И все-таки есть мнение, что подобный способ оповещения на самом деле малоэффективен. В первую очередь потому, что связь может быть перегружена. Однако есть конкретные решения, позволяющие транслировать сообщения для конкретных географических зон. Эта технология называется Cell Broadcast. Ее основное преимущество - работа системы не зависит от степени загруженности сети. Подобные технологии используют в США, Европе, России. Кстати, переговоры об этом с нашими операторами со стороны МЧС велись, а вот к чему привели, неизвестно. В то же время необходимо пересмотреть принцип самого сообщения. На наш взгляд, нет необходимости ограничиваться исключительно предупреждением. В уведомлении в обязательном порядке должна содержаться информация о местах сбора в случае ЧС, маршрутах эвакуации, способах индивидуальной защиты, а также пунктах оказания помощи. |