|
Юлиана Жихорь, Константин Маскаев
Казахстан постигла новая трагедия. Во вторник вечером под Шымкентом разбился военный самолет “Ан-72”. Погибло руководство погранвойск страны и почти все руководство регионального управления “Оңтүстiк”. Всего трагедия унесла жизни 27 человек.
Сегодня в Казахстане объявлен национальный траур
Новость об авиакатастрофе взорвала интернет во вторник вечером около 19.00 - крушение произошло в 18.55. Практически сразу стало известно, что на борту находилось руководство погранслужбы КНБ РК. Спустя чуть больше получаса пресс-служба КНБ подтвердила факт крушения ведомственного самолета, выполнявшего рейс Астана - Шымкент. “На борту воздушного судна “Ан-72” находились 7 членов экипажа, 20 военнослужащих, в том числе временно исполняющий обязанности директора ПС КНБ РК полковник Т.М. Стамбеков”, - говорилось в сообщении. Чуть позже стало известно, что военнослужащих было 19 человек, на борту находилась также супруга директора Погранслужбы Сауле Стамбекова.
Вот что увидели на месте трагедии журналисты телеканала “Отырар TV”. “Сильная пурга существенно замедлила наше движение, тем не менее в Сайраме (в 20 километрах от Шымкента. -
“НП”) мы оказались примерно в то же время, что и дежурная группа противопожарной службы. С определением точного адреса были проблемы, но мы поехали следом за руководителем по тушению пожаров. Он об этом не знал... Место катастрофы ужасает - пожарные заливают пеной последние источники огня. Все остальное превратилось в пепел. Над местом катастрофы, словно памятник, возвышается хвост самолета. “Ан-72” просто исчез с экранов радаров диспетчерской службы. Среди обломков работают спасатели - ищут фрагменты тел”.
А вот информация от очевидца, жителя села Тассай Диаса Олжасова: “Вечером была буря. Примерно в 7.30 вечера стало очень светло, был сильный взрыв. Мы подумали, что это салют. Побежали посмотреть, оказалось, самолет упал. Здесь рядом находится мой аул, есть еще пожарная часть и маслозавод”. К слову, жители поселка говорили, что видели, как самолет летел низко над поселком, и испугались, что лайнер упадет прямо им во дворы. От жилого сектора до места падения - около километра.
Практически сразу стало понятно, что выживших в этой катастрофе нет. Как сообщил начальник департамента по ЧС Южно-Казахстанской области Валихан Дережепов, в 19.01 поступило сообщение от работника карьера по добыче гравия, что неподалеку от города Шымкента упал летательный аппарат и горит. Туда экстренно направили спасателей и пожарных из Шымкента. Но... “Помощь спасателей не понадобилась, самолет сгорел полностью, остались только фрагменты”, - сказал Дережепов.
Уже ближе к утру КНБ распространил список погибших. Среди них временно исполнявший обязанности директора Пограничной службы полковник Турганбек Стамбеков, и.о. начальника Главного управления ПС полковник Ергали Нурлашев, и.о. начальника регионального управления “Оңтүстiк” полковник Павел Доценко, его заместитель полковник Кайрат Базарбаев, начальник отдела ПС полковник Канатбек Кабдылгазезов, начальник управления ПС полковник Ерлан Махаев, старший консультант ПС подполковник Александр Дмитриев, начальник штаба отдела пограничного контроля “Ленгер” подполковник Валерий Кущь, командир отдельного инженерно-саперного батальона подполковник Бауржан Кожахметов, начальник отдела пограничного контроля “Мерке” майор Алмаз Ибраев, комендант комендатуры охраны и обеспечения ПС подполковник Саулебай Досыбеков. На борту также находились пять начальников пограничных отрядов РУ “Оңтүстiк”, трое военнослужащих этого регионального управления, семь членов экипажа.
Руководство Пограничной службы направлялось в Шымкент для проведения военного совета в региональном управлении “Оңтүстiк” по подведению итогов прошедшего года. В Астане военнослужащие южных рубежей участвовали в заседании Военного совета Пограничной службы.
По сути, эта катастрофа обезглавила погранслужбу Южного Казахстана и страны в целом. “Без того дырявая граница Казахстана стала еще доступней после гибели всего руководства погранслужбы. Не мешало бы привести армию в режим ЧП”, - комментировали в соцсетях.
Нынешний год стал годом больших трагедий: погранслужба потеряла в мирное время более 40 человек. При этом пользователи, обсуждая версии произошедшего, склонялись не только к плохой погоде, но и к вероятности диверсии: “Не исключено, что это не просто несчастный случай, а диверсия, возможно, одной из соседних стран”, “диверсанты работали... как и на “Арканкергене”...”
Впрочем, была еще одна теория: “Случай с президентом Качиньским, похоже, ничему не научил казахов, тем более, что самолет российский. Даже будучи исправными, они имеют обыкновение падать, где ни попадя”.
Да, разбившийся самолет “Ан-72” был, мягко скажем, не первой свежести - 1990 года выпуска, но в нынешнем году он прошел восстановление ресурса на авиаремонтном заводе “КБ Антонов” в Украине (после этого самолет успел налетать 40 часов - это 30 взлетов и 30 посадок). Кроме того, изначально “Ан-72” создавали для работы в крайне неблагоприятных климатических условиях: он способен летать в условиях низких температур, садиться на очень короткие полосы - даже в 500 метров.
Экс-глава Минобороны Казахстана депутат сената Мухтар Алтынбаев, чьи слова приводит телекомпания “7 канал”, говорит об “Ан-72”, как о современной и хорошо оснащенной навигационными приборами машине:
- Этот реактивный самолет в народе называют “Чебурашкой”, поскольку двигатели расположены над крылом. Современная машина. Способна садиться на грунт. Для экипажа достаточно удобная. Я пилотировал этот самолет, мне он очень нравится, потому что он достаточно управляемый и хорошо оборудованный в навигационном плане. Для сложных метеоусловий, для дальних полетов. Машина удобная, хорошая.
Но мог ли он сесть в такую пургу? “Это был служебный полет... Самолет вылетел примерно в 16:00 по времени Астаны, в 18:55 он исчез с радаров. Точно комментировать не могу, но раз экипаж вылетел, значит, погодные условия были удовлетворительные”, - рассказал информагентствам сотрудник пресс-службы КНБ.
На месте авиакатастрофы работает межведомственная комиссия по расследованию авиационных инцидентов. Также в Шымкент вылетели председатель КНБ Нуртай Абыкаев и вице-министр МЧС Валерий Петров. В связи с катастрофой возбудили уголовное дело по статье 392 УК Казахстана (“Нарушение правил полетов или подготовки к ним”).
В среду же в ходе брифинга Нуртай Абыкаев доложил, что “черный ящик” найден, выяснением причин занимается специальная комиссия. По его словам, рассматривают две версии - человеческий фактор и плохие погодные условия. “Самолет шел на посадку с большим наклоном и столкнулся с холмом”, - сказал он журналистам.
Также Абыкаев сообщил, что назначил временно исполняющего обязанности главы Погранслужбы первого заместителя директора Погранслужбы Абая Брекешева.
Вчера президент Казахстана выразил соболезнования родным и близким погибших при крушении.
“С прискорбием воспринял весть о гибели военнослужащих Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан в результате крушения военно-транспортного самолета возле города Шымкента. От имени народа Казахстана и от себя лично выражаю глубокие соболезнования родным и близким погибших. Мною даны поручения соответствующим государственным органам по изучению причин крушения самолета, а также оказанию необходимой помощи семьям погибших”, - говорится в телеграмме главы государства.
Уходящий 2012 год оказался по-настоящему “черным” для Погранслужбы Казахстана. Череда трагедий и скандалов поставила ведомство перед необходимостью проведения реформ. Совсем недавно приняли Закон “О государственной службе”, который должен существенно повлиять на обстановку в этом виде войск. Новый закон призван поднять квалификацию и боеспособность пограничников, пересматривает вопросы технического оснащения границы, направлен на решение социальных вопросов военнослужащих и их семей.
Турганбек Стамбеков возглавил Погранслужбу Казахстана в июне текущего года. Исполняющим обязанности его назначили после того, как прежний руководитель службы Нуржан Мырзалиев подал в отставку вскоре после трагедии на посту “Арканкерген”, где было совершено массовое убийство военнослужащих.
Произошедшая вчера под Шымкентом авиакатастрофа практически на треть выбила руководящий состав Пограничной службы, включая первого руководителя и ближайших заместителей. Погибли командиры нескольких погранотрядов, а также руководитель регионального управления “Оңтљстiк”, его заместитель, начальники отделов и управлений, командир отдельного инженерно-саперного батальона. В связи с чем в Казахстане, пожалуй, впервые возникает вопрос о регламенте совместного передвижения большого числа руководителей, который должен стать предметом обсуждения на уровне Совета безопасности. О подобной проблеме ранее говорили сразу после катастрофы польского самолета под Смоленском в апреле 2010 года, унесшей жизни президента страны и большого числа руководителей из числа членов правительства и Минобороны.
Сегодня распоряжением президента Казахстана в стране объявили национальный траур.
Список погибших в авиакатастрофе “Ан-72” 25 декабря 2012 года:
Командир экипажа - майор Нурахметов Марат Турсунович;
Штурман - майор Голубев Олег Александрович;
Старший бортмеханик - капитан Усенов Марат Еркенович;
Помощник командира - старший лейтенант Лукпанов Аслан;
Старший бортмеханик - прапорщик Вологжанин Александр Петрович;
Старший бортмеханик - сержант Мысаев Ренат Канапиянович;
Бортпроводник - сержант Доланбаева Гульнур Жунисовна;
Директор ПС КНБ РК - полковник Стамбеков Турганбек Мухаметкалиевич;
Исполняющий обязанности начальника Главного управления ПС - полковник Нурлашев Ергали Нургазинович;
Исполняющий обязанности начальника регионального управления
“Оңтүстiк” - полковник Доценко Павел Михайлович;
Заместитель начальника РУ
“Оңтүстiк” - полковник Базарбаев Кайрат Кулькешевич;
Начальник отдела ПС - полковник Кабдылгазезов Канатбек Токтарбекович;
Начальник управления ПС - полковник Махаев Ерлан Мейрамбекович;
Старший консультант ПС - подполковник Дмитриев Александр Игоревич;
Начальник штаба отдела пограничного контроля “Ленгер” - подполковник Кущь Валерий Николаевич;
Командир отдельного инженерно-саперного батальона - подполковник Кожахметов Бауржан Заркумович;
Начальник отдела пограничного контроля “Мерке” - майор Ибраев Алмаз Шаймухамбетович;
Комендант комендатуры охраны и обеспечения ПС - подполковник Досыбеков Саулебай Сатыбалдиевич.
Начальники пограничных отрядов РУ
“Оңтүстiк”:
Подполковник Рахман Вячеслав Александрович;
Подполковник Рахман Александр Александрович;
Подполковник Мухамадиев Кайрат Ахметкалиевич;
Подполковник Шуканов Аманбек Пердешбекович;
Подполковник Айтманбетов Асуан Бакбергенович.
Военнослужащие РУ
“Оңтүстiк”:
Старший лейтенант Филипко Анатолий Олегович;
Старший сержант Конакбай Максат Жумабайулы;
Младший сержант Вязиков Павел Константинович;
Стамбекова Сауле Айтмуханбековна.
|