|
Алан Байтенов
Программа сейсмоусиления зданий, что была принята весной прошлого года, идет полным ходом. В первую очередь в рамках модернизации недвижимого фонда работают с объектами образования и здравоохранения. В то же время, отмечают независимые эксперты, в большинстве случаев под нож попадают “здоровые” здания, которые сегодня не нуждаются в подобных мероприятиях. Следовательно, все работы сводятся к обыкновенному капитальному ремонту, и средства, на самом деле необходимые для реализации программы, используются, получается, не по делу. А главное, добавляют знатоки, в некоторых случаях подобные мероприятия, наоборот, ослабляют конструкции!
Как известно, прошлой весной в Алматы произошло серьезное землетрясение. Сейсмологи тут же назвали его самым ощутимым за последние 50 лет. Это и послужило поводом для разработки и принятия в кратчайшие сроки программы сейсмоусиления зданий, которая рассчитана до 2017 года. И вот здесь мы немного отвлечемся от основной темы. Программа сейсмоусиления зданий уже проводилась в Алматы и была рассчитана на 2004-2010 годы. Правда, до конца ее не довели - по мнению специалистов (ДЧС), проект исполнили не более чем на 30-40 процентов. Однако чиновники нашли оправдание - в планы вмешался кризис и финансирование приостановили. Поэтому сейсмоусиление объектов здравоохранения было произведено на 40-60 процентов, а объектов образования еще меньше - на 20-40 процентов. Правда, как оказалось позже, после официального отчета Счетного комитета, столь низкие показатели и финансовый кризис не были связаны между собой. Счетный комитет привел такие цифры - на одном из этапов работы по программе только в Алматы и Алматинской области допущено нарушений более чем на 400 миллионов тенге. Тем самым в 2006-2007 годах нецелевое использование средств по программе составило 283,7 миллиона тенге, неэффективное - 33,8 миллиона тенге, а необоснованное - 81,5 миллиона тенге.
В общем, не заладилось с самого начала. Естественно, был свой разбор полетов и следующий за ним новый проект, рассчитанный теперь уже до 2017 года. Первоочередные здания - принадлежащие к объектам образования и здравоохранения. Кстати, все пришлось начинать с начала, так как, по данным Института сейсмологии, предыдущая программа опиралась на устаревшие данные о состоянии недвижимого фонда и, что самое главное, на устаревшую схему сейсмического микрорайонирования южной столицы. Так, по данным специалистов, всю документацию разрабатывали в 1995 году на основе давно уже устаревших стандартов, что были приняты еще в 1983 году. То есть там не указаны “спектральные характеристики возможных колебаний грунтов, не выявлена ширина зон тектонических разломов и зоны влияния разломов”. В общем, все работы проводились по устаревшей документации, которая не могла показать реального положения дел. Отчего многие объекты в список необходимых для модернизации попали ошибочно. И наоборот, некоторые здания не вошли в перечень нуждающихся в усилении.
Но с принятием новой программы все эти сложности, хотелось верить официальным заявлениям, были побеждены. И заказчики в лице специальных ведомств при акимате города начали объявлять тендеры на проведение работ. Правда, здесь возникла другая проблема - как отмечают независимые эксперты, в список зданий, необходимых для сейсмоусиления, начали попадать совершенно здоровые экземпляры (по всей видимости, наследие старого списка). Однако исполнители прилагали максимум усилий, чтобы заполучить эти объекты, так как все работы можно было свести исключительно к капитальному ремонту с пометкой “меры по сейсмоусилению”, даже если таковые работы не нужно было делать. Кстати, эта проблема возникла не только из-за желания заработать - вспоминая разгон, что был устроен по результатам неудачи прошлой программы, было принято решение как можно быстрее освоить выделенные средства всеми возможными способами.
Впрочем, гонка за сроками, оказалось - не самое слабое место программы сейсмоусиления. Как отмечают независимые эксперты - очень часто возникают вопросы к проектам проведения модернизации зданий. Так, по мнению специалистов, порой меры, принимаемые для придания прочности каркасу, наоборот, ослабляют конструкции. К сожалению, все эти проекты, в частности, задания по сейсмоусилению, имеют все штампы и прошли все комиссии. И доказать это очень сложно. Однако, насколько известно, исследования по сейсмоустойчивости зданий проводят только, что называется, в начале пути. При этом окончательного исследования после проведения мероприятий по сейсмоусилению не проводят. Конечно, принимая объект, так называемые технадзор, а также авторский надзор проверяют качество исполненных работ и строгое следование проекту, но специальных установок для имитации того же землетрясения на модернизированные здания никто не устанавливает. Тем самым “реализаторы” проекта доверяют теории, качеству работ строительных компаний и СНиПам. В то же время подобные обследования просто необходимы - по крайней мере, можно было бы сравнить результаты до проведения работ и после. И в случае чего можно задуматься о необходимости проведения столь затратных мероприятий. Хотя, конечно, это уже не совсем выгодно...
Но и это, оказалось, не самое главное. Как отмечают специалисты - компаний, что имеют право на проведение этих специфических работ, в Казахстане на самом деле недостаточно. Поэтому, опять-таки оглядываясь на сроки исполнения программы, к работам привлекают обыкновенные строительные организации. Конечно, у главного подрядчика в большинстве случаев с документами и лицензиями все в порядке, а вот у субподрядчиков дела с этим не очень. Как оказалось (еще по результатам проверки по первому варианту программы на 2004-2010 годы), и об этом рассказывал Счетный комитет, в программе участвовали компании, которые не имели на это права. Остается только надеяться, что во “второй серии” ситуация все же изменилась.
И еще немного о “второй серии”. Как известно, сейсмоусиление зданий проводится не только ради безопасности. Здесь есть также и экономическая подоплека - проведение работ такого плана обходится гораздо дешевле, нежели снос и строительство нового здания. Но учитывая, что на карте все же попадаются на самом деле нуждающиеся в такой модернизации объекты, к вопросам экономии необходимо подходить с особой осторожностью. Следовательно, и контроль над подобными проектами должен быть исключительным. Сейчас же складывается впечатление, что не только мы, обыватели, продолжаем верить в советское качество строительства и навыки инженеров тех лет, но и сами организаторы проекта. Мол, запаса прочности хватает и так, поэтому этим зданиям не страшна даже наша модернизация. Отчего контроль над качеством работ, а также разработанных проектов усиления сегодня не на должном уровне. По идее, особенно принимая во внимание казахстанскую действительность, для контроля над проектом необходима аудиторская и проверяющая качество строительных работ организация с международным именем. И городская администрация, а уместнее всего, профильное министерство, как заказчики проекта, должны присмотреться к этому варианту. Это даже удобнее - ответственность за исполнение работ ляжет исключительно на подрядчика и разработчиков проектов сейсмоусиления. Общество же получит уверенность. |