|
Алан Байтенов
Акимат города Алматы заставит отказаться от личного транспорта. Об этом в середине недели заявил Владимир Меренков, начальник управления автомобильных дорог города Алматы. По мнению Меренкова, транспортная ситуация в центре города, несмотря на принимаемые меры, далека от идеала - нервы, пробки, следовательно, повышенный уровень загазованности.
Однако для того, чтобы заставить въезжающих в город и самих горожан отказаться от личного транспорта, необходимо реализовать ряд мер - построить дополнительные муниципальные парковочные площадки и существенно поднять стоимость стоянки в центре города. По мнению представителей городской власти, это заставит обратить внимание на экологически чистый транспорт, а также принесет в казну города дополнительные средства. Вот только согласятся ли автолюбители пожертвовать своим личным комфортом ради общественной безопасности?
В минувшую среду Владимир Меренков вновь вспомнил о проекте ограничения проезда по центру города Алматы. “Места, которые предусмотрены для парковки, уже утверждены. Они будут платными и суммы будут серьезными. Политика в этом отношении очень правильная - мы должны заставить человека отказаться от личного автотранспорта, особенно при поездке в центр города”, - считает Меренков. Продолжая разговор, начальник управления автомобильных дорог отметил, что для этого необходимо создать все условия, а также начать уговаривать горожан отказаться от личного комфорта: “Представляете, 180 тысяч автомобилей идет по Аль-Фараби, и где-то в 90 процентах случаев всего один человек сидит - водитель. Все. Разве это дело? Вот тут надо вести в первую очередь пропагандистскую работу, потому что такой поток автомобилей - это вопрос экологии для нашего города, это здоровье наших детей и нас самих”.
В общем, для этого, считают в акимате, необходимо создать некий парковочный центр - мол, поставил автомобиль на окраине, а далее - на метро или на легкорельсовом транспорте (который сегодня существует только на бумаге, но имеет все шансы появиться). “В дальнейшем мы планируем продлить в северном направлении улицу Ауэзова за Райымбека и там построить автовокзал и парковочные места для въезжающих автомобилей. То есть просто запретить им въезд в город, но при этом создать все условия. Приехал, поставил, сел на метро (и ЛРТ тоже подвести туда) - и через 10 минут уже в центре города”, - обрисовал идеальную картину Владимир Меренков.
Кроме того, по мнению представителей городской администрации, необходимо обязать все учреждения, что находятся в центре города, создать для своих клиентов дополнительные парковочные места. “Государственные учреждения, рестораны, офисы - они должны создать для своих клиентов хорошие условия. То есть строить подземные или надземные паркинги или определиться с организацией парковочных мест. Это также касается и многочисленных рынков”, - считает начальник управления автомобильных дорог города. Кстати, это действительно проблема - в большинстве случаев наиболее крупные центры или госучреждения закладывались еще в советские времена, когда достаточно было организовать паркинг максимум для 10-20 автомобилей. Сегодня же транспортная ситуация иная, не говоря уже о нарушениях современных норм строительства, когда полноценные парковочные площадки отсутствуют в проектах.
В общем, мэрия вновь вспомнила о проекте освобождения центра города. На этот раз, вроде бы, серьезнее. Особенно интересна идея создания дорогих парковочных мест в сердце южной столицы. Конечно, это лобби, которое выгодно в первую очередь обеспеченным слоям населения, может быть воспринято в штыки. Однако здесь есть сразу несколько положительных моментов. И главный козырь - цена, которая пусть сегодня еще не озвучена, но обещает быть серьезной. Тем самым городская администрация включит так называемый фильтр, для того чтобы полностью отсеять тех, кто будет выбирать - заплатить за парковку в центре или залить дополнительный десяток литров топлива в бак своего, наверное, не самого нового и экологически чистого автомобиля. Ну а те, кто не собирается жертвовать своим личным комфортом, передвигаются, как правило, на более современных авто, а это, естественно, положительно скажется и на экологии. Кроме того, этот проект выгоден и в финансовом плане - ради своего личного комфорта многие готовы жертвовать деньгами. Что, естественно, откроет дополнительную статью доходов в городской бюджет.
Наиболее важный момент - популяризация общественного транспорта. Если на самом деле цена за парковку будет внушительной, большинство из нас, по замыслу городской администрации, наконец, обратят внимание на общественный транспорт. А именно на алматинскую подземку, которая сегодня так и остается дорогим аттракционом. При должной реализации задумки пассажиропоток должен увеличиться в несколько раз. Но для этого необходимо создать все условия. В частности, серьезно расширить зону охвата метрополитена и на конечных станциях организовать строительство многоуровневых паркингов. И для дополнительной стимуляции их необходимо сделать сверхдоступными или вообще бесплатными. Но здесь есть определенная сложность - выкуп земель. Если учесть, что большинство автомобилистов из спальных районов города, а также области предпочтут воспользоваться новым способом передвижения по Алматы, для строительства паркингов потребуются серьезные объемы свободных площадей. Иначе эту идею вновь отложат. Как мы знаем, сложность выкупа земель не раз тормозила строительство прорывных транспортных проектов. Тот же ВОАД.
Конечно же, не стоит забывать и о серьезной нехватке общественного транспорта в городе. Ситуация такова, что в часы пик муниципальные, а также частные автобусные парки не справляются с нагрузкой. Не говоря уже об исполнении графика следования. Решить эту проблему на самом деле сложно - на это необходимы колоссальные средства из городского или республиканского бюджета. В то же время вместе с обязанностью создавать государственным и прочим организациям специальные парковочные места необходимо предложить им сформировать и собственную сеть доставки сотрудников. В этом случае городские магистрали будут использоваться намного эффективнее - о 90 процентах пустых авто можно будет и не вспоминать. Это касается и доставки школьников - среднестатистический горожанин наматывает дополнительные километры в самый час пик (как правило, это утро и вечер), развозя или забирая свое потомство. И это могла бы быть платная частная или муниципальная служба. В общем, требуется наполнить новым современным содержанием само понятие “общественный транспорт”.
В то же время, так сложилось исторически, Алматы состоит из множества дворов и закоулков. И, как правило, это именно те места, что сегодня используют как парковочные площадки. Поэтому, пытаясь разгрузить центр города, муниципалитету необходимо также решить и этот вопрос. Есть и такой момент - если центр города будет “закрыт” для свободного посещения, наши люди сделают все для того, чтобы перешагнуть систему и выбить себе ту самую “окончательную бумажку”. А это опять-таки тот самый шлагбаум, который порождает теневой оборот средств и стимул из принципа (или вопросов престижности) получить себе дополнительные преференции. Поэтому создание надлежащей инфраструктуры для разгрузки центра города в нашем случае - не самая главная проблема. Городской администрации предстоит бороться с каждым из нас - заставляя отказаться от персонального комфорта, нам должны предложить достойную замену. А это сегодня без дополнительных стимулов является практически невыполнимой задачей.
(Продолжение темы) |