|
Юлиана Жихорь, Алан Байтенов
Министерство внутренних дел вновь озаботилось ситуацией на дорогах. А именно - устойчивым ростом смертности и грубых нарушений. Поэтому ведомство решило разработать новый законопроект о дорожном движении, который в разы увеличивает ответственность нарушителя.
Эту идею поддержали в сенате. Так, депутат Жумабек Турегельдинов вчера опубликовал свой запрос на имя премьер-министра, где предложил серьезней бить рублем и даже сажать злостных нарушителей. К слову, если закон и предложение господина Турегельдинова примут, это станет вторым серьезным ужесточением ответственности за нарушения правил дорожного движения
Все началось с того, что на этой неделе начальник управления координации и обеспечения безопасности дорожного движения Комитета дорожной полиции Канат Садвакасов сообщил о намерении МВД разработать новый закон, регламентирующий отношения на дорогах. Причина - увеличение показателей аварийности и смертности. В общем, главная сюжетная линия нового закона - ужесточение наказаний по всем пунктам.
По словам господина Садвакасова, необходимость в создании более совершенной законодательной базы назрела уже давно, так как то, что работает сегодня, приняли еще в 1996 году. Естественно, за это время ситуация изменилась кардинальным образом, и существующее законодательство уже не отвечает современным реалиям. Кроме того, спикер привел такую статистику: за девять месяцев этого года на дорогах республики зарегистрировали 11 149 ДТП, в которых погибли более 2300 человек, а получили ранения более 13 000. И эти показатели - одни из самых высоких не только в СНГ, но и в мире. Конечно же, в первую очередь виноваты сами водители, так как, по мнению господина Садвакасова, дисциплина, несмотря на относительно недавнее ужесточение наказания, все равно далека от идеала. И главные нарушения - это нарушения скоростного режима, нарушения правил проезда пешеходных переходов, выезд на полосу встречного движения и нарушения правил маневрирования.
Все это было сказано в ходе глобального видеомоста (Москва - Баку - Кишинев - Астана - Киев) под названием “Зона боевых действий - дорога. Как изменить печальную статистику?”, который прошел 13 ноября.
Конечно, такого рода мероприятия, если называть вещи своими именами, ни к чему не обязывают. Однако в этот раз все вроде бы не так. По всей видимости, в продолжение темы вчера с предложением серьезно ужесточить наказания за наиболее популярные нарушения выступил депутат сената Жумабек Турегельдинов в своем запросе на имя премьер-министра Серика Ахметова. По словам господина Турегельдинова, в Казахстане в последнее время неуклонно растет количество ДТП с летальным исходом. В подтверждение своих слов он приводит статистику по крупнейшему городу Казахстана. В Алматы только в октябре в ДТП погибли более 30 человек. Поэтому, считает депутат, необходимо серьезно ужесточить наказания: “Учитывая статистику, предлагаем значительно ужесточить ответственность за вождение в нетрезвом виде вплоть до уголовной ответственности. А за превышение скорости более чем на 40 километров в час от установленной величины - лишать водительских удостоверений сроком от 2 до 5 лет”. “Зачастую именно данное нарушение является причиной смертности на дорогах. Существующими санкциями КоАП, статья 64-62, предусмотрено только наложение штрафа от 5 до 20 МРП, что не оказывает на водителей должного влияния”, - обосновал свое предложение сенатор.
По его мнению, также настала пора поставить заслон “юным” гонщикам. Турегельдинов предложил ограничить выдачу водительского удостоверения категории С лицам моложе 21 года. И, что весьма важно, “категорически запретить вождение общественного пассажирского транспорта водителям моложе 25 лет и со стажем сроком менее 5 лет”.
“Вместе с тем в целях снижения аварийности на дорогах необходимо ввести ограничение на выезд на проезжую часть в ночное время с 23.00 до 6 утра для водителей, имеющих стаж вождения менее одного года. Полагаем, все эти меры позволят значительно снизить аварийность и, как следствие, смертность на дорогах и укрепить культуру вождения среди автолюбителей”, - говорится в его депутатском запросе.
В числе предложений также повышение штрафов за проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий сигнал регулировщика - “предлагаем увеличить штраф с 5 до 25 МРП”. А в случае повторного нарушения в течение года - лишение права управления автомобилем на 12 месяцев. За управление транспортным средством водителя, лишенного управления, либо передачу транспортного средства лицу, лишенному права управления, сенаторы предлагают заменить штраф административным сроком до 10 суток. “Следует ужесточить наказание в отношении водителей, оставляющих автомобили на проезжей части с включенными аварийными сигналами вдоль оживленных улиц, таким образом паркующихся, тем самым искусственно создающим затор при движении”, - нашли сенаторы решение проблем пробок.
Кроме того, предлагает Турегельдинов, необходимо ужесточить наказание за неповиновение законному требованию сотрудников полиции об остановке транспортного средства. Также, по мнению депутата, необходимо пересмотреть наказание за выезд на встречную полосу движения - автоматически лишать права управлять автомобилем, как минимум, на 12 месяцев.
В общем, если на эти предложения обратят должное внимание, нас ждет вторая волна увеличения штрафов за нарушение правил дорожного движения. Однако в этом предложении ничего не сказано относительно ответственности другой стороны - контролирующей. Принимая во внимание наш менталитет, с увеличением штрафов автоматически поднимется и неофициальная ставка на “развод”, то есть на уклонение от ответственности. Поэтому введение подобных мер необходимо проводить параллельно с увеличением социального обеспечения сотрудников органов внутренней безопасности, а также с чисткой в их рядах и увеличением контроля над самими представителями власти. Впрочем, закон пока находится в разработке, и, быть может, это также будет учтено.
Ежегодно в третье воскресенье ноября (в нынешнем году оно выпадает на 18 ноября) в мире проводят Всемирный день памяти жертв ДТП. Проведением мероприятий организаторы (автором идеи был британский благотворительный фонд помощи жертвам ДТП “Road Peace”) члены ООН пытаются привлечь внимание к ужасающим масштабам смертности и травм на дорогах и к потенциальному риску всех участников дорожного движения, а также выдвинуть на первый план предотвращение аварий и важность более серьезного противодействия правонарушениям на дороге. Но самое главное - создать общественную поддержку идеям изменения сознания участников дорожного движения в плане взаимоуважения, соблюдения правил безопасности на дороге, повышения водительской культуры.
“Необходимость разработки законопроекта назрела уже давно, потому что действующий Закон о безопасности приняли в 1996 году, и он не в полной мере отвечает современным реалиям”, - рассказал начальник управления координации и обеспечения безопасности дорожного движения Комитета дорожной полиции МВД Казахстана Канат Садвакасов. Он сообщил, что в рамках документа предусматривается усиление координации и более качественное делегирование полномочий в сфере обеспечения безопасности дорожного движения центральным и местным исполнительными органами: “Сейчас внедряется аудит (безопасности. - “НП”), в рамках которого будут рассматривать продукты дорожной отрасли и автомобильного производства. Аудит безопасности направлен на предупреждение и выявление на раннем этапе возможности совершения ДТП”. |