|
Ботагоз Омар
Концессионные проекты в сфере дорожного строительства внедряться в нашей стране не хотят, как бы к этому ни стремились члены правительства и депутаты. Уже пять лет власти говорят о ремонте дорог силами государственно-частного партнерства. Пока реализовали только первую “ласточку” - трассу Астана - Бурабай, но и здесь уже два года не могут внедрить платный проезд, что еще больше отпугивает потенциальных инвесторов.
Тем не менее Кабмин настойчиво атакует парламент новыми идеями, призванными активизировать концессию и тем самым разгрузить бюджет
Бесплатное
не “прокатит”
Еще 11 января прошлого года в материале “Тариф “Курортный” мы писали о том, что Министерство транспорта и коммуникаций намеревалось ввести плату за проезд по автодороге Астана - Щучинск - Боровое, построенной силами ГЧП, в течение 2011 года. Тогда экс-министр транспорта Абельгази Кусаинов говорил, что стоимость проезда за каждый километр автодороги для водителей легковых автомобилей составит 1-2 тенге, для коммерческих машин, в том числе пассажирских автобусов и грузовиков - от 5 до 15 тенге (в зависимости от массы). “Что касается жителей, которые живут вдоль дороги, они ничего не будут оплачивать”, - обещал министр.
Но установленные сроки выдержать не удалось. В ходе недавнего круглого стола по вопросам новых инфраструктурных проектов заместитель председателя Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана Нурланбек Омирбаев сообщил, что плату за пользование этим автобаном будут взимать с декабря 2012 года. Именно к этому времени планируют установить все необходимое оборудование.
Цены остались те же, что и прогнозировало министерство. Но если раньше представители транспортного ведомства говорили о бесплатном проезде граждан, проживающих вдоль дороги, то теперь речь идет о том, что “для жителей близлежащих регионов, которые часто проезжают по этой дороге, будут действовать определенные преференции”.
По подсчетам Минтранскома, в случае введения платы сумма сборов с этой автодороги составит более одного миллиарда тенге в год. Но пока об окупаемости проекта нет и речи, так как из республиканской казны на обслуживание этого участка ежегодно уходит 1,3 миллиарда тенге. Причем плату будут взимать не на всей протяженности данного автокоридора, а при проезде от столицы до самого Щучинска, то есть на участке 214 километров.
Как уже неоднократно подчеркивали авторы идеи создания концессионных проектов в сфере транспорта, высвобождаемые ежегодные расходы на содержание дороги будут направлены на содержание других дорог. И если прежде говорили о том, что платежи, которые будут поступать от водителей за пользование автодорогой, будут концентрироваться в Комитете транспортного контроля Минтранскома, то теперь заместитель председателя Комитета автомобильных дорог утверждает, что в стране может быть создан национальный оператор по управлению автомобильными дорогами. Скорее всего, никакой новой структуры не появится, этот статус планируют присвоить уже действующему РГП “Казахавтодор”.
А это, в свою очередь, сулит госпредприятию новые функции. При положительном рассмотрении вопроса РГП будет управлять автодорогами, в том числе платными, и реализовывать как бюджетные проекты, так и проекты ГЧП. Для этого национального оператора планируют наделить полномочиями по выпуску инфраструктурных облигаций для привлечения средств инвесторов.
Инвесторы
в ожидании
Как заявляли еще на начальной стадии реализации концессионных проектов в сфере дорожного строительства в 2008 году, кроме трассы до Щучинска в планах был запуск Большой алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД), дорог Алматы - Хоргос, Алматы - Капшагай, Астана - Караганда. Но большинство из них до сегодняшнего дня даже не начинали.
Конкурс на выбор концессионера по строительству автодороги Астана - Караганда проходил два раза, но таковой не определился из-за низкой активности самих инвесторов. Тем не менее Минтранском надеется реанимировать проект, определив национального оператора по управлению автодорогами, который должен будет расшевелить этот вопрос.
Ожидают, что конкурс на определение концессионера по строительству БАКАД объявят в июне следующего года. Причем представители Минтранскома говорят о необходимости введения в эксплуатацию в первую очередь участков, отвечающих за прохождение транзитного транспорта через город Алматы. Строительство БАКАД, которая на выходе должна преобразоваться с четырехполосной до шестиполосной дороги, будут вести три года.
Пока концессионные проекты только начинают реализовывать в нашей стране, в министерстве к списку успешных хотят отнести и мегапроект Западная Европа - Западный Китай, проезд по которому тоже будет платным и вводиться поэтапно. “На первой стадии мы планируем где-то в Южно-Казахстанской и Жамбылской областях ввести на определенных участках плату, а в целом, когда национальный оператор по управлению автодорогами приступит полностью к своей деятельности, мы планируем на всем этом коридоре вводить плату”, - сообщил Нурланбек Омирбаев, отвечая на вопросы журналистов.
Напомним, что полное завершение казахстанского участка этого международного автокоридора запланировали на 2015 год. В прошлом году сдали первые участки дорог (215 километров в Актюбинской области). В этом году планируют сдачу еще 700 километров проезда.
Одновременно с этим для повышения привлекательности концессионных проектов в парламент планируют внести законопроект “О государственно-частном партнерстве”. По словам председателя правления АО “Казахстанский центр государственно-частного партнерства” Жомарта Абиесова, сейчас этот документ находится в правительстве. В нем внедряются такие новые механизмы поддержки, как вознаграждение за управление, когда объекты госсобственности могут передаваться частнику для реконструкции и последующей эксплуатации. Кроме того, снижается пороговый уровень для участия инвесторов с 20 до 10 процентов по собственному капиталу, что позволит шире охватить круг инвесторов.
Астана |