Ботагоз Омар
Руководители автозаправочных станций утверждают, что в условиях вступления нашей страны в Таможенный союз отечественные реализаторы ГСМ изначально поставлены в неравные условия по сравнению с их российскими коллегами. Чтобы изменить ситуацию, они предлагают ввести государственное регулирование предельных цен на ГСМ на оптовом рынке, отменив этот механизм на розничном
Уже два года подряд розничные реализаторы ГСМ бьют тревогу, постоянно заявляя о дестабилизации рынка нефтепродуктов, нехватке бензина, о его высокой стоимости и отсутствии средств на модернизацию АЗС. Однако мероприятия, организуемые профильными ассоциациями, представители Министерства нефти и газа упорно игнорируют, хотя инициаторы специальных круглых столов, посвященных проблемам представителей автозаправочных станций, заявляют, что всегда рассылают соответствующие приглашения.
Напомним, что с прошлого года в нашей стране действуют правила на рынке поставки нефтепродуктов, в соответствии с которыми для АЗС устанавливают предельные цены, выше которых продавать топливо они не имеют права.
На днях глава ОЮЛИП “Казахстанская топливная Ассоциация” (КТА) Болат Ауетаев в очередной раз обратил внимание на низкую рентабельность бизнеса, призванного доводить бензин и другие виды топлива до конечных потребителей. По его подсчетам, надбавка на розницу в сетях АЗС России выше надбавки на розницу в Казахстане в полтора - два раза.
В предыдущих номерах газеты мы писали о том, что сегодня разница между оптовыми и розничными ценами в нашей стране составляет в среднем 15 процентов, тогда как, по подсчетам специалистов КТА, для покрытия всех затрат и рентабельности этого бизнеса эта разница должна составлять минимум 25 процентов. Пока же руководители АЗС в очередной раз заявляют о том, что сегодняшнее положение дел едва позволяет им сводить концы с концами.
“Принимая во внимание участие Казахстана в едином Таможенном союзе с Российской Федерацией, отечественные реализаторы ГСМ изначально поставлены в неравные условия перед иностранными компаниями. Таким образом, в ближайшей перспективе Казахстан может лишиться отечественных реализаторов ГСМ на внутреннем рынке”, - заключил глава КТА в ходе проведенного недавно круглого стола.
Равнение на нашего северного соседа связано не только с политическим решением наших стран взаимодействовать в рамках Таможенного союза. Здесь есть и чисто экономические расчеты. Учитывая, что в настоящее время из-за дефицита топлива в нашей стране около 40 процентов потребностей рынка высокооктанового бензина покрывают с помощью импортных поставок топлива российского производства, участники рынка пристально следят за ценами в Российской Федерации.
Исполняющий обязанности президента центра развития и защиты конкурентной политики Жандос Болатбеков согласен с представителями КТА в том, что в нашей стране давно назрела необходимость введения госрегулирования предельных цен на ГСМ на оптовом рынке, отменив аналогичный механизм регулирования на розничном.
“Есть много вопросов о том, что эти устанавливаемые предельные цены для АЗС не совсем осваиваемы. Да, государство установило предельную цену, которой придерживаются все станции. Но по идеологии должно быть так, чтобы предельная цена была самым верхним уровнем, а, в принципе, предприниматели должны стараться и ниже этого уровня ставить цены, чтобы конкурировать между собой, но на сегодня этого нет”, - поделился своим мнением с участниками круглого стола руководитель центра.
Эксперт убежден, что в случае госрегулирования цен на опт крупные игроки намного легче перенесут введение этого механизма в отличие от розничных реализаторов. “У них все-таки есть разбег закупочных цен, они где-то добывают нефтепродукты, отдают на переработку. И (в случае применения предлагаемого механизма. -
“НП”) розница получит возможность отрыто конкурировать именно в ценовом сегменте и дать потребителю право выбора в ценовом соотношении к этому виду нефтепродукта. Это даст почву для развития добросовестной, здоровой конкуренции на рынке”, - считает Жандос Болатбеков.
Кстати, в настоящее время в мажилисе на рабочей группе рассматривают законопроект о внесении изменений в законодательство по вопросам конкуренции. “Поэтому есть возможность поднять вопрос”, - заключил руководитель центра, предложив Казахстанской топливной ассоциации выйти с соответствующей инициативой.
Если ей удастся убедить депутатов и представителей профильных министерств, то ситуацию, которая уже два года не дает покоя представителям АЗС, можно будет решить на законодательном уровне.
Астана |