|
Алан Байтенов
В рамках Таможенного союза с 1 января 2013 года вступят в силу единые паспорта для транспортных средств. В России их называют паспортами транспортных средств, у нас - свидетельствами о регистрации ТС или просто техпаспортами. Так вот, согласно официальному сообщению, документ создадут по всем российским правилам (даже бланки прибудут оттуда), и в нем появится новая для нас графа, говорящая об оплате утилизационного сбора.
Естественно, нас заинтересовало - в Казахстане также вводится этот оброк и о нем нам еще официально не сообщили или это те внутренние разборки нашего стратегического партнера, которые позже грозят и нам?
Тем более что о возможном введении нового налога уже говорили в апреле этого года. Тогда с высоких трибун сообщали, что подобный сбор позволит снизить негативное воздействие на экологию (мол, ввезенный автомобиль должен быть гарантированно утилизирован), а также компенсировать средства, которые недополучит казна из-за резкого снижения ввозных пошлин на подержанные машины после вступления в ВТО. Россия, к слову, таким путем и пошла. Правда, есть мнение, экология здесь ни при чем, так как недостача денег - единственное, что может заставить ввести такой вот новый налог. И с вступлением в ВТО нас ждет аналогичное “представление к награде”.
По сути, к и так не самым низким ставкам транспортного налога добавляется еще один оброк. Но ведь тот уже включает в себя все виды экологических и дорожных сборов! Должен, по крайней мере. И тогда утилизационный сбор - это обычный налог на роскошь, правда, персональный для твоего авто. Но тогда почему бы не ввести отдельные налоги на роскошь, на стоимость твоих квадратных метров на рынке или на качество грунта на твоем участке? Мол, у этой земли урожайность выше, значит, роскошь, значит, плати больше...
Все эти идеи не оставляют общество равнодушным. Это именно те страхи, которые вызывают официальные сообщения без каких-либо объяснений, что к чему, и чрезвычайная, особенно в последнее время, близость России и ее законодательства. Поэтому мы решили обратиться за комментариями к заместителю председателя Комитета промышленности МИНТ РК Даулету Бакберген. Основные вопросы: что нам ждать от этих сборов и как это повлияет на обычного гражданина?
- Россия вводит подобные меры для того, чтобы защитить свой рынок при вступлении в ВТО. Так как наше членство еще на стадии обсуждения, мы воздержимся от подобных мер. Для защиты нашего рынка мы оставляем пошлины на старом уровне. У нас есть такая возможность - в рамках ТС Казахстан имеет право вводить отличные от других стран - участниц союза таможенные ставки. Конечно же, по предварительному согласованию. Также мы на стадии внедрения Евро-4.
- А как же единые правила ТС?
- Утилизационный сбор - это внутренний документ, который действует исключительно на территории России. Это не норма Таможенного союза.
- Ну а как насчет перспектив введения на территории Казахстана аналогичного порядка?
- Надеемся, что этого не произойдет. Это ведь также зависит и от готовности наших производителей. Необходимо получение подтверждения типа транспортного средства. Проведение испытаний и так далее. Вы же знаете, что у нас в Казахстане пока своей испытательной базы нет. Но, конечно, введение утилизационного сбора наоборот утяжелило приобретение автомобиля, особенно если брать рядового потребителя России. Ведь утилизационный сбор зависит от года выпуска авто, и он нередко перекрывает ту разницу, которая образовалась при падении таможенных ставок при вступлении в ВТО. Особенно если речь идет о “старых” авто.
Но, повторюсь, мы сейчас в отличие от России находимся на стадии переговоров (о вступлении в ВТО. - “НП”), следовательно, не пойдем на нарушение этих норм ВТО. Я думаю, это главная причина.
В ближайшем будущем на территории Казахстана утилизационный сбор вводить не будут. В то же время вероятно, что при “движении” транспортных средств по территории ТС оплата утилизационного сбора сохранится (при условии, что авто уйдет в Россию). Конечно же, это касается тех производителей, которые не войдут в “беспошлинный” реестр. То есть автоматически под это правило попадает весь вторичный рынок, в свое время ввезенный из-за рубежа. Но, для чего это сделано, понятно - разница цен наших и российских очевидна, отчего после введения правил ТС из Казахстана потянулись караваны подержанных авто в Россию.
В то же время такие вот “ворота”, как утилизационный сбор, конечно же, в случае, если производитель не в бесплатном реестре, делают автомобили, произведенные в Казахстане, не очень-то привлекательными для потребителей России. Отчего идея огромной торговой площадки может быть разрушена в момент - вдруг что пойдет не так, калитка захлопнется, а нашим производителям и дилерам придется рассчитывать только на наше пространство. Тем самым фактически таможенные границы остаются, только таможенные сборы немного иные - утилизационные. Кроме того, этот перечень делает не таким уж привлекательным Казахстан для размещения производства на его территории в перспективе. Зачем зависеть от решения, войдет ли новый производитель в этот реестр или нет, когда проще сразу разместить производство на территории самого крупного рынка СНГ?
В общем, как считает наш спикер, в Казахстане вводить подобный порядок пока не собираются. И, как видно, все дополнительные сборы остаются за границей. Но в то же время стоит вспомнить о том, что границы становятся все прозрачнее... Конечно, пока мы не вступили в ВТО, речи о дополнительных деньгах в бюджет не идет. Но что будет потом? А именно, после того, как мы перешагнем порог этой организации. Вот тогда, наверное, придется вспомнить все опасения, что были перечислены в начале материала. И тогда мы переживем все то, что сегодня приходится переживать россиянам, - защиту собственного рынка за счет интересов потребителя. Правда, тогда будет поздно что-то менять. И нам придется оплачивать каждый свой шаг, каждую свою покупку, если она не произведена на территории ТС, читай, России. Тем самым над налоговыми и прочими сборами необходимо думать уже сейчас. Тем более что есть нормы, которые позволяют даже в рамках ТС иметь свое законодательство. Ведь если можно взимать утилизационный сбор (мол, это внутренние дела и, по идее, это к нам не относится), значит, можно и отказаться от него. Причем закрепить норму законодательно. Мол, наши внутренние дела.
В то же время в разговоре с господином Бакберген нам удалось выяснить и такую подробность. Не исключено, что этот утилизационный оброк отменят и в России. На вопрос, является ли этот сбор попыткой уйти от правил ВТО, наш спикер ответил следующее:
- Не исключен иск, который Европа подаст в отношении России в рамках вступления в ВТО. Известно, что Россия уже готовится к нему. Кто выиграет суд - не знаем. Поэтому, видя, что подобная мера не совсем стабильна, то есть до конца не зная наверняка, останется ли утилизационный сбор в России или нет, мы не делаем поспешных ходов. |