|
Алан Байтенов
Минтранском готовится упразднить бумажные талоны, свидетельствующие о прохождении техосмотра. По словам главы ведомства, данные о транспортных средствах, что прошли техосмотр в 2009, 2010, 2011 годах, уже “вбиты” в базу. Сейчас ее заполняют информацией этого года.
С одной стороны, очень удобно - существенное сокращение бумажного оборота. А с другой - как показывает существующая практика - не всегда электронные базы данных работают идеально и пополняются своевременно. И в случае чего на дорогах могут возникнуть спорные моменты - техосмотр пройден, а базу еще не обновили, или ее не получил экипаж дорожной полиции
Как известно, весной этого года Минтранском приступил к тестированию новой информационной системы “Техосмотр”. Принцип ее работы достаточно прост - все данные о транспортном средстве поступают в единую базу в режиме реального времени. Что, по замыслу организаторов техосмотра по-новому, позволит избежать многих коррупционных моментов. Конечно же, главная функция новой системы - осуществление контроля над центрами технического осмотра. То есть в базу в режиме онлайн передаются параметры измерений контрольного оборудования и собственно сами результаты. Тем самым каждое авто получает свое досье с фотографией и “анализами”.
Но сегодня нас интересует другая функция новой системы - контроль над участниками дорожного движения. По замыслу МТК, каждый дорожный полицейский получит доступ к сформированной базе данных. Тем самым уже на дороге сможет проверить любого участника движения на прохождение процедуры технического осмотра. В общем, по словам министра транспорта и коммуникаций, сегодня уже вбиты данные по 2009, 2010 и 2011 годам. На стадии заполнения 2012 год. “Планируется, что после того, как все данные ЕИС “Техосмотр” актуализируют, доступ к просмотру сведений об автотранспортных средствах, прошедших техосмотр, будут иметь сотрудники Комитета дорожной полиции МВД РК”, - отметил на днях на страницах своего блога глава МТК. Более того, возможность проверки онлайн позволит упразднить бумажный талон, который свидетельствует о прохождении обязательной процедуры.
Между тем порой (и это не скрывают сами сотрудники дорожной полиции) работа электронной системы и внутриведомственных баз данных очень часто далека от идеала. Автолюбители не дадут наговорить лишнего, так как сами сталкивались с такой ситуацией - штраф уже давно оплачен, квиток на руках, а на дороге выясняется, что, по данным базы, ты все еще должник перед государством. В этом случае помогает только старая добрая бумажка - квитанция об оплате. Что же делать в такой ситуации? Как говорят (конечно же, в неофициальном разговоре) сами сотрудники дорожной полиции, необходимо прийти в нужное окошко с нужным документом и, отстояв очередь, добиться своего исключения из рядов должников и злостных неплательщиков штрафов.
И штрафы - не единственное, что опаздывает в базу. Очень часто это происходит и с транспортным налогом. Так вот, подобное положение дел, а именно отношение сотрудников упомянутых органов к своим обязанностям, позволяет предполагать, что подобное будет происходить и с техническим осмотром. То есть ты сделал все так, как полагается по закону, на станции тебя успокоили, мол, вся “инфа” уже ушла, а на дороге выясняется, что ты, оказывается, вне закона. То есть информационное сообщение случайно застряло где-то между ведомствами, или экипаж вовремя не получил все данные... При этом бумажного талона у тебя нет, чтобы доказать прохождение обязательной процедуры. Особенно это актуально в том случае, если ты часто передвигаешься по Казахстану. В то же время стоит напомнить, что наши свидетельства о прохождении технического осмотра международного образца и за то, чтобы этот сертификат признавали в мире, мы, кстати, еще и доплачиваем.
Хотим заверить - мы ни в коем случае не выступаем против прогресса. Наоборот - сегодня все направлено на борьбу с лишней бумагой. Однако, к сожалению, современная действительность, а именно современные информационные технологии по-казахстански, совершенно не самостоятельны и очень сильно зависят от человеческого фактора.
В продолжение темы хотелось бы вспомнить еще один “свежий” момент - стало известно, что с 2013 года видеомониторинг процесса техосмотра автомобилей станет нормой, причем законной. В общем, вводится дополнительный способ борьбы с коррупцией. |