|
Ботагоз Сейдахметова
В Америке на прошлой неделе произошло то, чему (как это ни горько и цинично звучит) уже мало кто удивляется. В штате Колорадо в городке Аврора очередной американский обыватель в непонятном душевном порыве расстрелял в местном кинотеатре 12 невинных людей. Еще 59 человек получили ранения. Трагедия произошла во время премьеры фантастического триллера “Темный рыцарь: возрождение легенды” - второй части трилогии о Бэтмене.
Расстрелы в школах, университетах, супермаркетах и кинотеатрах в США стали почти обыденным бытовым криминалом, ведь право купить оружие в этой демократической стране, пожалуй, самое защищенное и гарантированное из всех прочих гражданских прав
Прошлая суббота была для США днем траура. Преступника - 24-летнего Джеймса Холмса - называют не иначе как террористом. И сам президент США Барак Обама сказал пострадавшим и родственникам погибших о том, что вся страна думает о них.
Впрочем, пока никаких связей подозреваемого с террористическими организациями не обнаружили, да и мотивы его чудовищного поступка не ясны.
Подробности трагедии уже всем известны, так что нет смысла их тут перечислять. Ведь к тому же главная цель статьи - попытаться разобраться, почему в Америке так часто гражданские лица стреляют без видимой причины. Почему при этом не меняют закон, разрешающий свободную торговлю оружием?
Согласно официальным данным полиции, наш колорадский стрелок был вооружен винтовкой, дробовиком и двумя пистолетами. Причем все оружие и боеприпасы были приобретены легально в течение последних нескольких месяцев.
Легально - вот ключевое слово!
Эта тема, конечно, обсуждается в самой Америке каждый раз, когда страну потрясает очередная подобная трагедия. И давно известно, что эти дебаты ничем конкретным не заканчиваются, а все потому, что ни один американский политик с амбициями еще не осмелился поднять ее серьезно. Потому как прекрасно понимает, что такой шаг, по сути, означает политическое самоубийство.
В США, как известно, на законных правах существуют лоббистские группы, которые продвигают интересы той или иной части американского населения, а точнее элиты. И лоббистская группа “оружейников” - одна из самых мощных в этом ряду. Самая известная из них - это Национальная стрелковая ассоциация, которая выступает за свободное владение оружием.
Как правило, такие структуры не скупятся в спонсорской помощи кандидатам и партиям во время избирательной кампании, тратят значительные средства на лоббирование своих интересов. Между прочим, тратят немыслимые десятки миллионов долларов. Общая сумма за последние выборы давно превысила десятки миллиардов долларов.
Что касается положения противников бесконтрольного использования оружия, то они не могут похвастаться своими финансовыми возможностями. А деньги в избирательной гонке США играют огромную роль. Тут очень хорошо работает поговорка: кто девушку гуляет, тот и заказывает музыку. И такой расклад прекрасно понимает любой здравомыслящий американский политик, а потому и не пытается плыть против оружейного течения.
Между тем перманентно в палате представителей конгресса США обсуждают законопроекты, которые в той или иной степени затрагивают оружейную тему. Предлагаемые законы рассматривают различные аспекты этой проблемы: от увеличения наказаний за контрабанду оружия и тотального запрета полуавтоматического оружия до полной отмены всех существующих ограничений.
На самом деле, тут интересны доводы сторон - тех, кто за свободную продажу оружия, и тех, кто предлагает ужесточить законы в отношении продажи оружия.
Первые уверены, что если человек намерен убить, то он всегда найдет способ получить в свое распоряжение пистолет или автомат, в то время как безоружные законопослушные граждане окажутся беззащитными перед криминалитетом. Кроме того, эта группа лоббистов за оружие говорит, что-де чем больше граждан будет иметь оружие, тем меньше будет уровень преступности и выше уровень безопасности. Мол, преступники опасаются нападать на людей, способных дать им отпор. Интересно и то, что эту позицию сторонников косвенно подтверждает опрос, проведенный среди граждан страны, который показал, что большинство американцев уверены, что если дома есть ружье, то дом становится более безопасным местом для жизни.
Между тем их оппоненты приводят свои аргументы. Во-первых, они уверены, что оружие само по себе является фактором риска, потому что большая концентрация оружия в частных руках сама по себе ведет к совершению преступления. Во-вторых, они приводят в доказательство исследование, согласно которому в местах, где накопилось много оружия, наблюдается больше преступлений, совершенных с помощью пистолетов и ружей. То бишь раз в первом акте вы видите ружье на стене, то во втором, по законам жанра, ружье должно выстрелить.
Между тем статистика говорит о том, что ежегодно около 5 тысяч юных американцев погибают в результате огнестрельных ранений. Для сравнения: в Великобритании, где существует намного более жесткая система контроля над продажей оружия гражданам, - погибает 19 подростков в год.
Тем временем ни одни последние выборы в президенты США не прошли для кандидатов без того, чтобы не ориентироваться на настроения оружейного лобби.
Там существуют целые штаты, которые могут при случае перебежать в стан “врагов” партии, если закон о праве граждан владеть оружием будет их как-то напрягать.
Как президент Барак Обама предлагает решать проблему с оружием? Вчера при встрече c родственниками погибших в штате Колорадо американский президент говорил много красивых и правильных слов. В частности, о том, что он “прибыл сюда не как президент, а как отец и муж”, что он разделяет слезы родных погибших.
Но ведь до выборов в ноябре 2012 года осталось совсем немного времени. Уже известно, что президент США Барак Обама не будет добиваться ужесточения законов об оружии. Это заявление президента 22 июля прочитал пресс-секретарь Обамы Джей Карни. В заявлении говорится, что Обама намерен бороться с преступлениями, которые совершаются с помощью оружия, опираясь на существующие законы, что право граждан на оружие, гарантированное второй поправкой к американской Конституции, необходимо защищать. При этом президент намерен добиваться того, чтобы оружие не попадало в руки людей, которые не имеют права владеть им по существующим законам.
|