|
Ботагоз Омар
Не получив эффекта от многомиллиардных вложений в отечественные НПЗ, правительство намерено создать “прорывной” проект, который позволит вырабатывать дизельное топливо из... воды, углекислого газа и солнечных лучей. Такую новинку уже взяли на вооружение в России, где подобный завод обойдется в 35 миллионов долларов. В нашей стране пока эти планы на стадии обсуждения
Сезонная нехватка солярки в период весеннего сева и уборки урожая может стать достоянием истории. Американские ученые изобрели способ производства дизельного топлива из простых элементов, доступных каждой стране. Это вода (причем она не обязательно должна быть очищенной), углекислый газ, на избыток которого так часто жалуются экологи, солнечные лучи, от которых порой страдают наши поля... и немного фантазии.
То, что когда-то можно было воспринять только со скепсисом, теперь называется модным словом “инновации”. И если алхимики средневековья мечтали создать универсальный рецепт превращения ртути в золото, то современные ученые (и чиновники) соревнуются в способах получения дизельного топлива.
В ходе прошедшего вчера правительственного часа министр охраны окружающей среды РК Нурлан Каппаров заявил, что в стране обсуждают вопрос о создании новой прорывной технологии, которая позволит получать дизтопливо практически из ничего.
“Недавно американцы презентовали проект, суть которого в том, что в трубу закачивают СО2, воду, причем любую, не обязательно очищенную. Нужно очень много солнца, в результате фотосинтеза происходит процесс брожения, и на выходе вырабатывается дизельное топливо”, - расписал технологический процесс министр, добавив, что этот проект не только имеет право на существование, но и вполне претендует на включение в число “прорывных”, что автоматически включает его в список проектов, реализуемых в рамках Госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития, на которую правительство нынче бросило все силы.
В данном случае речь идет о предложении американской компании Joule Unlimited, которая смогла получить дизельное топливо в промышленных масштабах путем преобразования солнечной энергии генетически модифицированными цианобактериями (иначе их называют сине-зелеными водорослями). Именно благодаря последним и вырабатывается алкановая смесь, по составу близкая к дизельному топливу. Здесь ученые наглядно доказали, что процессу фотосинтеза нет равных на Земле по “умению” преобразовывать солнечную энергию.
Генетически выведенная бактерия, по мнению экспертов, будет производить галлон этанола всего за 1,23 американских доллара, а галлон дизельного топлива - за 1,19 доллара, это меньше половины текущей стоимости существующих ископаемых видов топлива и биотоплива.
В России такой завод уже готовят к открытию (запуск демонстрационного завода планируют в 2012 году, а старт коммерческого производства - в 2013 году). Еще в сентябре прошлого года ОАО “Роснано” стало соинвестором проекта по развитию технологии производства возобновляемого топлива, разработанной и принадлежащей компании Joule Unlimited. Причем общий объем инвестиций в проект составит до 35 миллионов долларов.
По подсчету россиян, проект не потребует использования значительных площадей сельскохозяйственных земель. В промышленных условиях эта технология позволит получать с одного гектара до 140 тысяч литров дизельного топлива и 230 тысяч литров этанола в год по более низкой цене по сравнению с традиционными источниками топлива.
Американская компания ставит перед собой амбициозные цели по увеличению масштабов своего производства. Свидетельством тому служит и то, что они сами вышли с инициативой к властям нашей страны провести презентацию своих разработок. Такие технологии позволят не только решить вопрос нехватки дизельного топлива, но и экологические проблемы, связанные с утилизацией углекислого газа, получаемого в результате промышленной деятельности.
Кстати, по последним данным природоохранного ведомства, промышленные предприятия Казахстана ежегодно выбрасывают в атмосферу свыше трех миллионов тонн отходов.
Мусорная
технология
Другой пример такого новаторства продемонстрировала Польша, которая намерена уже в июне запустить в эксплуатацию новый завод, выпускающий дизельное топливо посредством переработки пластиковых отходов на основе инновационной технологии KDV. Причем в мире успешно действуют уже четыре подобных производства - в Мексике, Франции, Канаде и Германии. Завод производительностью восемь миллионов литров топлива в год обошелся в 12 миллионов долларов.
Причем, как утверждают эксперты, себестоимость производства одного литра дизтоплива по такой технологии составляет менее одного доллара с учетом акциза. Для сравнения: традиционное топливо стоит около полутора долларов.
Еще один немаловажный факт - топливо, полученное в результате переработки, имеет высокое качество с чистотой более 99 процентов. Заправка таким топливом автомобиля приводит к уменьшению его расхода на 20 процентов.
Основами технологии KDV являются фрикционная турбина и состав катализатора, с помощью которых любые углеводородсодержащие материалы - бытовые, сельскохозяйственные, промышленные отходы, полипропилен, пенопласт, полиэтилен, полиуретан, пластмассы - могут быть переработаны в высококачественное дизельное топливо, бензин и керосин.
При температуре 280-340 градусов Цельсия в циркулирующей масляной суспензии под действием катализатора молекулы углеводородного сырья распадаются и пары разделяются в дистилляционной колонне. Непереработанные остатки удаляются, а до 80 процентов углеводородов из исходного сырья превращаются в дизельное топливо, углекислый газ, дистиллированную воду и небольшое количество неопасных отходов.
Гены цианобактерий, полученные путем многих экспериментов, - это очень хорошая замена так называемому биотопливу, для производства которого необходима органика, получаемая из кукурузы, водорослей и сахаров. Экологичность данного метода производства дизельного топлива тоже очень высока. Сами цианобактерии не вызывают у человека никаких заболеваний, поэтому их применение безопасно.
Данная культура микробов помещается в специальные модули из стекла, которые регулируют нагрев солнцем, поступление воды и углекислого газа. Сам процесс производства реализуется достаточно просто. Стеклянные панели с культурой этих микробов помещаются на открытые солнечные участки. Внизу панелей течет вода. Побочным продуктом жизнедеятельности этой культуры являются углеводороды. Они попадают в текущую воду. Далее вместе с водой они попадают в разделитель, где происходит их разделение на воду и дизельное топливо. Простота производства и определяет низкую стоимость полученного топлива.
Астана |