Алла Иванилова
С 1 июля этого года гарантированный объем бесплатной медицинской помощи мог бы осуществляться через систему государственных закупок, что породило бы массу проблем. Пока этого удалось избежать, однако не исключено, что в скором времени вместо бесплатной медпомощи в Казахстане опять попытаются ввести обязательное медицинское страхование
Напомним, в июле прошлого года Казахстан ратифицировал Соглашение о государственных (муниципальных) закупках, подписанное в рамках Единого экономического пространства. В данном документе есть норма, согласно которой предусмотрены случаи приобретения товаров, работ и услуг без проведения процедур государственных закупок. Однако в этом перечне нет пункта, касающегося гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП).
И вот в январе этого года в целях приведения действующего законодательства в соответствие с принятым соглашением внесены поправки в Закон “О государственных закупках”, согласно которым с 1 июля 2012 года действующий на сегодня порядок приобретения препаратов в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи отменяется. Таким образом, госорганы не смогли бы приобретать без применения процедур государственных закупок медицинские услуги, входящие в перечень ГОБМП, а также лекарства, изделия медицинского назначения и технику.
Система госзакупок могла бы разрушить годами выстроенную систему и ограничить казахстанцев в праве выбора клиники. Кроме того, сегодня госорганы в течение пяти календарных дней принимают заявки на участие в закупе медицинских услуг, комиссия их рассматривает в течение одного рабочего дня, и в аналогичный срок заключаются договора с поставщиками. При этом участвует не один поставщик, как в государственных закупках, а десятки медицинских организаций, что дает право пациенту выбирать, где лечиться, а медучреждениям повышать свою “планку”.
Теперь же каждая медицинская организация оказывала бы услуги только в рамках выделенных денежных средств, а следовательно, пациент был бы прикреплен к определенной больнице или поликлинике. Это обстоятельство привело бы к отмене системы стимулирования оказания качественной медицинской помощи. Более того, в экстренной ситуации человеку не смогли бы оказать помощь в ближайшей медорганизации, если с ней не заключен договор.
Кстати, в России и Белоруссии, которые также подписали Соглашение о государственных (муниципальных) закупках, бесплатное оказание медицинской помощи не относится к закупкам и является государственной гарантией, предоставляемой посредством системы обязательного медицинского страхования. Отечественные парламентарии предложили и Казахстану последовать этому примеру.
Однако, по словам сенатора Гани Касымова, гарантированный объем бесплатной медицинской помощи большим бременем ложится на бюджет страны и с каждым годом увеличивается. Более того, отсутствует эффективный контроль, кто и что получает. По мнению парламентария, в стране необходимо развивать не бесплатную медицинскую помощь, а медицинское страхование. “Если медицинское страхование 10-15 лет назад не прошло по коррупционным мотивам, это не значит, что мы должны от него совсем отказаться. Когда и в какой стране вы видели, чтобы объемы бесплатной медицинской помощи были в законодательном порядке? Да, дотации есть, но они идут совершенно по другим ведомствам и по другим статьям расходов. А мы это узаконили вместо целой системы, которая отлаженно работает во всем мире”, - высказался Гани Касымов. Депутат предложил вынести “это дело на общественное обсуждение”, иначе, по его словам, мы “зайдем в тупик”.
Но бежать впереди паровоза сенаторы не стали и для начала приняли в двух чтениях поправки, исключающие ГОБМП из системы государственных закупок. При этом к вопросу о медицинском страховании они пообещали вернуться уже во втором полугодии, когда будут рассматриваться поправки в Кодекс “О здоровье народа и системе здравоохранения”.
Астана |