|
Константин Маскаев
Комитет нацбезопасности Казахстана вчера во второй половине дня подтвердил гибель 12 пограничников в Алакольском районе Алматинской области у границы с Китаем
Информация об обстоятельствах инцидента с утра и в течение дня была крайне противоречива и скудна. Прежде руководство КНБ Казахстана в форме брифинга в Астане доложило, что устанавливает число погибших и возможных пострадавших в ходе инцидента на пограничной заставе. Первые официальные сведения обнародовал заместитель председателя КНБ Казахстана Госман Амрин скупо и весьма обтекаемо:
- Мы получили информацию о том, что произошло чрезвычайное происшествие. В результате у нас подозрения, что погибли люди. Сейчас устанавливается число погибших.
Отечественные СМИ долгое время не могли получить достоверных сведений об инциденте и давали информацию, что, по разным данным, погибли от 8 до 15 военнослужащих. В подразделении пограничной службы в Алматы информагентству “Новости-Казахстан” сказали, что информация о произошедшем является секретной, и переадресовали выше по подотчетности.
Затем стало известно, что на место трагедии отправилась правительственная комиссия. Одновременно к новости подключились российские СМИ, которые назвали цифру: “более 10 пограничников” погибли. Среди убитых 1 офицер, 3 контрактника, егерь или лесник, чей пост и служебное помещение располагаются неподалеку. Было также сказано, что оружие пропало.
Данный пост “Горный”, по версии сайта zakon.kz, действует сезонно. Его выставляют летом с целью предотвращения незаконного сбора лечебных трав, за что в этих местах неоднократно задерживались граждане Китая.
На заставе о ЧП стало известно 30 мая, после того, как пограничники не вышли на связь. Туда отправилась мобильная группа, которая обнаружила сгоревшие здания пограничного поста, а также вещевого и продовольственного складов... Было сказано, что тела военнослужащих оказались сложенными в одном месте. Среди них обнаружили тело и гражданского лица, сотрудника лесоохраны. На данном расположенном в горах пограничном посту регионального управления погранслужбы “Шыгыз” в летнее время несут службу 15 пограничников. Зимой пройти там крайне трудно, и пост не используют.
Вечером 31 мая пресс-служба пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан сообщила, что оружие погибших пограничников обнаружили на сгоревшей заставе. Правда, подробностей о том, все ли единицы найдены, пресс-служба не сообщила. Имена и фамилии погибших также не называются.
Позже первый заместитель директора пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, начальник Главного штаба Турганбек Стамбеков доложил представителям прессы:
- 30 мая сего года пограничный наряд заставы “Сары Боктер” Ушаральского пограничного отряда регионального управления пограничной службы “Шыгыс” обнаружил в горах сгоревшее здание пограничного поста “Аргканкерген”, на котором в летнее время несут службу 15 пограничников. На месте происшествия работает оперативно-следственная группа под руководством директора пограничной службы генерал-майора Н.К. Мырзалиева с участием специалистов Главной военной прокуратуры и МВД республики. На данный момент нашли обгоревшие останки 13 человек, включая труп егеря охотничьего хозяйства, расположенного рядом с постом. Таким образом, в КНБ говорят о 12 погибших военнослужащих. Силами пограничной службы, органами национальной безопасности и внутренних дел проводятся оперативно-розыскные и поисковые мероприятия.
Одна из версий не исключает, что трагедия стала следствием “дедовщины” или неуставных отношений. Источник в правоохранительных органах обращает внимание на то, что не нашли тела троих военнослужащих. Что с ними и где они находятся - пока неизвестно.
Мы побеседовали в соцсети с человеком, который назвался одним из офицеров-пограничников, в свое время служившим в данной местности.
По существу имеющихся сведений он делает предположение, что речь идет о личном составе стационарного поста и двух сменных нарядов, которые несут дежурство или обходят соседние ущелья. На участке Ушаральского погранотряда три проходных ущелья.
Участие граждан Китая в расстреле он исключает. Версия о захвате оружия также маловероятна: в наше время оружие в тех же войсках можно добыть и не таким чудовищным способом. И вполне допускает, что имел место расстрел своими. Если действительно “неуставняк”, то стрелки, скорее всего, могли уйти в Китай.
Какие еще могут быть версии?
Трое пропавших, например, могли быть захвачены и уведены теми, кто расстрелял пост и затем сжег его. Нападавшие могли быть, например, террористами. Трое пропавших могли находиться в наряде, то есть несли дежурство вне территории поста и там, на тропе, также стали жертвами.
Совсем маловероятная версия о контрабандистах (браконьерах, ВИП-охотниках, беглых уголовниках?). Но настораживает, что среди погибших люди из совершенно разных “контор”: лесник и пограничники. А убиты вместе. Кто-то стал ненужным (случайным) свидетелем? Да и что за “коммандос” такой, который положил весь пост профессиональных военных и растворился неизвестно где?
Мы ни в коем случае не претендуем на достоверность своих предположений. Делаем их только на фоне почти полного отсутствия сведений. Надеемся, что следствию удастся в ближайшее время распутать узел этой трагедии, и с нетерпением ждем официальной информации. |