|
Ботагоз Омар, Алан Байтенов
В Казахстане со следующего года планируют внедрить новый налог - так называемый утилизационный сбор с подержанных авто при их растаможке. По словам чиновников, это позволит не только снизить негативное воздействие на экологию, но и компенсировать средства, которые страна недополучит из-за резкого снижения ввозных пошлин на подержанные иномарки после вступления нашей страны в ВТО. Впрочем, будущая недостача денег, скорее всего, - главная тема этой лукавой инициативы. В общем, если все будет решено так, как презентовано, а точнее - скопировано с российского законодательства, ждать нам вступления в “элитный клуб” относительно доступных автомобилей не стоит. Мало того, что нас заставят платить за то, что мы, вполне может быть, и не совершим, этот якобы экологический сбор выглядит как обыкновенная завуалированная попытка обойти условия ВТО
Грядет вступление в ВТО, а с ним и поэтапное снижение стоимости таможенной очистки для импортируемых автомобилей. Россия, защищая своего производителя, уже придумала план действий - ввести утилизационный сбор. По этому же пути решила пойти и наша страна. Ожидается, что утилизационный сбор будут уплачивать при таможенном оформлении автомобиля. Причем эти средства будут поступать только от импортеров. А отечественные производители будут предоставлять гарантию обеспечения утилизации своих автомобилей. Что, кстати, видится довольно туманно - как можно гарантировать утилизацию нового автомобиля, допустим, через тридцать лет? Но об этом немного ниже.
Как показывает статистика, число автовладельцев в Казахстане с каждым годом растет. По данным Агентства РК по статистике, по состоянию на начало этого года в стране зарегистрировали 3,5 миллиона единиц легкового автотранспорта. Причем большую часть легковых машин, бороздящих просторы нашей страны, эксплуатируют более 12 лет (63 процента от общего количества).
Добавим при этом, что на сегодняшний день в стране нет четкой и эффективной программы утилизации старых автомобилей. По информации Министерства индустрии и новых технологий (МИНТ), в стране растет количество автомобилей, брошенных во дворах и на улицах городов.
Представители министерства убеждены, что утилизационный сбор необходимо использовать по прямому назначению, для организации и обеспечения функционирования утилизационных пунктов по всему Казахстану.
“Что касается величины утилизационного сбора, то необходимо провести предварительные экономические расчеты, которые учитывали бы потенциальный объем утилизируемых автомобилей, количество ввозимых и произведенных автомобилей, стоимость утилизации одного автомобиля, количество необходимых утилизационных пунктов и так далее. Только после проведения таких расчетов возможно определить сумму утилизационного сбора”, - сообщил “НП” заместитель председателя Комитета промышленности МИНТ РК Даулет Бакберген, добавив, что утилизационный сбор предполагают ввести предположительно в 2013 году.
Звучит, как и выглядит на бумаге, красиво. Правда, реализовано топорно. Тем самым, автолюбитель, завозя машину на территорию Казахстана, должен сразу же выплатить штраф за свое преступление, еще даже не совершив его. Разве не так? Как мы можем знать, что произойдет через 15 или 20 лет? Примерно столько и будет ходить ввезенный автомобиль средних лет. Однако государство решило подстраховаться и, воспользовавшись удобным случаем, адаптировать российское законодательство к нашим условиям. Там, впрочем, в первую очередь, защищают собственного производителя. У нас же не видно ничего другого, кроме как дополнительного способа нажиться на нарушении прав гражданина...
Самое интересное, что сейчас чиновники даже не знают, сколько бюджет потеряет на этом в будущем. В официальном комментарии говорят, мол, проведем исследование. Как это сделают? Видимо, очень просто, разница существующего таможенного тарифа с будущим, умноженная на примерное количество импортируемых автомобилей. И в этом случае ни о каких заботах о состоянии экологии говорить уже неуместно.
Еще один интересный момент - гарантия утилизации. Каким же способом решить этот вопрос? Гарантийным письмом от производителя? Вот только будет ли оно иметь силу через 30 лет? Да и кто у нас специально утилизирует автомобили? Как правило, он сначала передвигается по столице, потом уходит в область, потом попадает, например, к фермеру, а позже его сдают на металлолом. То есть машина утилизируется естественным образом. Да и в общем-то мы не страдаем от переполненных автомобильных свалок. Следовательно, брошенные автомобили, о которых говорили с высоких трибун, не являются столь острой проблемой.
В этой связи хочется вспомнить случай. А именно тот, когда далай-лама ввел налог на уши. Тибет подчинился. Но там ситуация была другая - государство готовилось к войне. У нас же совершенно иное положение - острого дефицита нет. И такое вот решение выглядит не обоснованнее оброка на воздух. С таким же успехом можно ввести экологический сбор на все продукты, даже на бутилированную воду. Там ведь также есть упаковка, которая нуждается в утилизации. Да и почему бы не подписать под эту волну все уже эксплуатирующиеся на территории Казахстана автомобили, ведь они также придут в негодность.
Но, если серьезно, такой вот сбор - это не что иное, как завуалированная попытка уйти от правил ВТО. Зачем же тогда так стремиться туда, если потребитель не сможет воспользоваться преимуществами глобальной конкуренции между корпорациями за нас, то есть потребителей? |