|
Алан Байтенов
Министерство транспорта и коммуникаций сообщает - не исключено, что в скором будущем в Казахстан можно будет ввозить раритетные автомобили. Как известно, сейчас им доступ на отечественный рынок запрещен - действует технический регламент, в котором описаны переходы на экологические стандарты Евро. Однако, отмечает глава ведомства, если достигнут договоренности со всеми заинтересованными государственными органами, граждане Казахстана все-таки получат возможность приобретения уникальной техники. Тем самым смогут ощутить себя в роли инвесторов. Кстати, чем не альтернативный вариант народному IPO?
Раритетные автомобили всегда были неплохим способом вложить и не потерять. А если заняться серьезно, то есть на профессиональном уровне, можно даже неплохо на этом заработать. При этом раритету не страшны перепады курсов валют или финансовое здоровье мировых рынков. Тем более изменчивая мода. Кроме того, есть еще и вариант восстановления классики, который как раз-таки наиболее выгоден в финансовом плане - при грамотном подходе барыш может достигать и 200 процентов. Впрочем, истинные ценители, конечно же, хотя и держат в голове эти цифры, однако не делают из процентов прибыли фетиша. Но об этом мы поговорим немного ниже.
Так вот, недавно на своем блоге министр транспорта и коммуникаций, отвечая на вопрос о возможности ввоза раритетных автомобилей на территорию Казахстана, указал: в будущем, не исключено, у казахстанцев появится возможность приобретать за рубежом и ввозить уникальные экземпляры автомобильной техники. Мол, в данный момент Минтранском проводит работу по вопросам внесения изменений в технический регламент, в котором указаны требования норм Евро. И если договоренности достигнут, то разработают постановление правительства.
А все дело в том, что хотя экологические стандарты и направляли на борьбу с раритетом, но совершенно иного уровня, не имеющим ничего общего с классическими автомобилями. Кроме того, классику, так сказать, пачками не повезешь. Тем самым, возможность ввоза раритета не противоречит главной идее проекта “Евро” - избавиться от автохлама. Пока же, без той самой оговорки, о которой сказал министр, ввоз всего, что не протискивается сквозь фильтры принятого экологического стандарта, запрещен.
В то же время в соседней России (кроме соседства нас также объединяет и единое таможенное законодательство) в 2007 году также запретили ввоз автомобилей (в эту группу, естественно, попали раритеты), выхлоп которых не соответствует нормам Евро-2. Этот запрет существовал достаточно долго, пока многочисленные движения энтузиастов и увлеченных коллекционеров не добились разрешения на ввоз подобных авто. И в сентябре 2011 года приняли решение разрешить определенной группе автомобилей и мотоциклов пересекать границы РФ. Согласно этим условиям, техника должна быть не моложе 50 лет и иметь специальное свидетельство - “Заключение о культурной ценности”. Благодаря такому повороту россияне получили возможность беспошлинного ввоза автомобилей и мотоциклов, попадающих под перечисленные нами условия. Однако есть оговорка - если авто признали культурной ценностью, то использовать его для повседневного передвижения нельзя. Впрочем, энтузиасты пошли дальше - обратились с просьбой разрешить использование раритетного автомобиля на дорогах общего пользования. Пока вопрос решается, однако некоторым владельцам все же удалось получить техпаспорт и номерные знаки.
Можно предположить, что, скорее всего, нас ожидает примерно то же. Как правило, при разработке нового (ввоз раритета для нас дело новое) за основу берут уже существующий и работающий порядок. Как, например, в России. Но даже в этом, не самом легком случае, мы получим возможность обладать уникальным, а быть может, единственным в мире авто. В то же время за рубежом подобное течение процветает. Особенно отличаются в этом плане Германия, США и Великобритания. Там, кстати, автомобиль, чтобы иметь статус раритетного и пользоваться налоговыми и прочими преференциями, не обязан иметь возраст более 50 лет. В Германии, например, классикой считают все, что выпустили более 30 лет назад. В США еще моложе - 25 лет. И только в Британии их возраст подбирается к 50 - там “историческим транспортным средством” считают дорожную технику, выпущенную до 1 января 1973 года. То есть на нынешний год ее возраст должен быть не менее 39 лет.
В общем перспективы приобщиться к элитному клубу автомобильных коллекционеров и инвесторов есть. Тем более что в этом случае раритетное авто - приятный способ заработка, который отлично совмещается с увлечением. По оценкам независимых экспертов, довоенные автомобили растут в цене как минимум на 6-8 процентов в год. Некоторые же модели могут взлететь в цене более чем на 20-30 процентов за сезон. Но это, как правило, чистая элита, которую выпустили тиражом не более 50 экземпляров. Тем самым, подобное вложение средств, считают эксперты, намного стабильнее, чем инвестиции в ценные бумаги или даже драгоценные металлы. Однако, советуют эксперты, необходимо помнить о некоторых вещах - в первую очередь, приобретаемый автомобиль должен быть в идеальном состоянии (если, конечно, владелец не преследует цели восстановить его), модель должна быть редкой, а число выпущенных экземпляров - как можно меньше. Кроме того, как и в любом ответственном деле, здесь нужен грамотный консалтинг, чтобы не прогореть ненароком. В этом случае успех обеспечен. Главное - для истинных зарубежных ценителей расстояние не существенно. И географическое отдаление Казахстана, например, от Старого Света для состоятельного коллекционера, желающего инвестировать в устойчивую “валюту”, не проблема. Поэтому с последующим сбытом классики проблем возникнуть вроде как не должно.
Впрочем, это пока планы. Сегодня же остается только ждать решения правительства и присматриваться к экземплярам по себе и своему кошельку на онлайн-аукционах. |