|
Юлиана Жихорь
Переговорный процесс по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию подходит к концу. Если удастся завершить его до конца текущего года, то, вполне возможно, уже в следующий год наша страна вступит полноценным членом ВТО
Как сообщила во вторник главный переговорщик от Казахстана по вопросам ВТО министр по делам экономической интеграции Жанар Айтжанова, по двум из четырех направлений переговоров (доступу на рынок товаров, доступу на рынок услуг, системным вопросам и объемам поддержки сельского хозяйства) переговоры уже завершились.
Как сообщила Айтжанова, результатом двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров стало формирование консолидированного перечня тарифных обязательств РК. “Данный перечень должен стать предельным уровнем импортных таможенных пошлин, которые Казахстан мог бы применять после вступления в ВТО”, - подчеркнула министр.
Сложность заключается лишь в том, что необходимо гармонизировать тарифные обязательства Казахстана и России, входящих также в Таможенный союз. Астана и Москва намерены провести сравнительный анализ ВТО- и ТС-обязательств, для чего договорились встретиться уже в конце апреля.
Но уже известно, что по 11 тысячам видов товаров у Казахстана уровень тарифов на четверть ниже, чем у России.
Первой сложностью может стать... мясо: Астана по результатам переговоров с крупными поставщиками мяса на мировой рынок (Австралией, Бразилией, Канадой и США) оговорила возможность применения тарифных квот только в отношении мяса птицы. В то же время с 1 января 2010 года в рамках ТС и в соответствии с соглашением ТС об условиях и механизме применения тарифных квот в Казахстане применяют тарифные квоты в отношении свинины и говядины.
Переговоры по доступу на казахстанский рынок услуг пришлось вести в весьма непростой обстановке. С одной стороны, необходимо было создать благоприятный инвестклимат, с другой - реализовать имеющиеся в казахстанском законодательстве ограничения иностранного участия.
Основной вопрос - уровень казахстанского содержания. “Наиболее сложным в ходе переговоров по услугам было достижение договоренности по сохранению казсодержания, по поставкам именно работ и услуг в сфере недропользования, - сообщила Жанар Айтжанова. - Поэтому основным в договоренностях, которых достигли на сегодняшний день и которые отразят в консолидированном перечне обязательств Казахстана, является то, что нам удалось отстоять требование соблюдения казсодержания при закупе работ и услуг, а также требование привлечения казахстанских кадров, которые устанавливают в контрактах на недропользование, заключаемых между правительством РК и недропользователями”.
Так, после вступления в ВТО Казахстан сохраняет право требования казсодержания в услугах и найме кадров до 50 процентов при предоставлении права недропользования. При этом во всех действующих контрактах на недропользование казсодержание при закупе недропользователями услуг и привлечении кадров сохраняют.
Вопросы въезда и временного пребывания иностранных работников либерализуют только в отношении физических лиц, “перемещаемых в рамках внутрикорпоративных переводов”. Но после вступления в ВТО снимают квотирование на высококвалифицированных специалистов. А по истечении пятилетнего переходного периода отменят требование теста на экономическую целесообразность.
Изменят и ограничения по 49-процентному ограничению иностранного участия в телекоммуникационных компаниях. Правда, в отношении АО “Казтелеком” и его правопреемников указанное 49-процентное ограничение сохранят и после вступления в ВТО.
Через пять лет после вступления в ВТО в Казахстане смогут свободно работать и прямые филиалы иностранных банков и иностранных страховых компаний. А вот запрет на учреждение в Казахстане филиалов иностранных компаний, управляющих пенсионными активами, сохранится и после вступления в ВТО, равно как и 50-процентное ограничение иностранного участия в пенсионных фондах.
В процессе подготовки к вступлению в ВТО Казахстану пришлось внести 26 изменений в 21 закон, принять 39 новых законов, внести изменения в 2 соглашения Таможенного союза и ратифицировать 13 международных договоров.
В итоге удалось унифицировать (точнее, договориться об унифицировании - процесс будет закончен в 2013 году) тарифы на услуги магистральной железнодорожной сети: во внутреннем, импортном и экспортном направлениях. “У нас есть большие различия и во всех этих трех направлениях, - пояснила Айтжанова. - Как правило, экспортные - самые высокие, импортные - где-то посередине и внутренние тарифы - самые низкие”.
Унифицировать пришлось и ставки акцизов на некоторые виды импортных товаров (автомобили, табачная и алкогольная продукция, топливо). В частности, ставки акцизов на автомобили и топливо унифицировали в 2009 году. Ставки акцизов на табачную продукцию унифицировали в 2011 году, на спиртные и алкогольные напитки - в 2012 году.
Казахстан перешел на стандарты ВТО в вопросах лицензирования импорта - теперь эта процедура автоматическая: импортную лицензию выдают в течение 3 рабочих дней. Большую работу провели и по применению санитарных и фитосанитарных мер.
Предстоит еще работа по защите прав интеллектуальной собственности. “Необходимо внести изменения в Закон “О лекарственных средствах”, предусматривающий предоставление производителем оригинальных лекарств, содержащих новые химические вещества, шестилетнего периода, в течение которого генерик нельзя зарегистрировать на основе данных об испытании оригинальных лекарств”, - пояснила министр. Добавив, что это обязательство приняли практически все вновь вступающие в ВТО страны, включая Украину и РФ, “поэтому альтернативы здесь у нас не будет”.
Еще одна предстоящая задача - урегулировать вопрос с экспортными таможенными пошлинами. В настоящее время Казахстан применяет экспортные таможенные пошлины в отношении небольшого перечня товаров. Но “Евросоюз требует принятия Казахстаном обязательств в отношении тех товаров, производство которых еще не наладили или планируют в будущем”, - сообщила Айтжанова, уточнив, что переговоры с европейской стороной по данному вопросу будут продолжаться, дабы соотнести предельные уровни экспортных таможенных пошлин с казахстанскими национальными интересами. По сути, с учетом планов по дальнейшей переработке производимого на территории страны сырья.
Четвертый, основной, пункт переговоров касается сельского хозяйства. Казахстан год от года увеличивает объемы господдержки отрасли, что порой не соответствует нормам ВТО. Как сообщила Жанар Айтжанова, после расчета субсидий за последние два года “планируют провести консультации с ключевыми странами - членами ВТО”.
Вице-премьер Кайрат Келимбетов дал министру по делам экономической интеграции особое поручение: отработать льготы, которые сегодня существуют в рамках СЭЗ для отечественных производителей, и добиться определенного переходного периода. В будущем, по его словам, “будет не такой благоприятный режим”. В связи с чем уже сегодня правительству необходимо разработать “адаптационные меры поддержки отечественных производителей”: “Нам всем уже нужно готовиться, 2015-й, 2017-й, 2020-е годы - не за горами, и нужно очень четко понимать, какие будут возможности у нас в тот период, и бизнесу, соответственно, уже готовиться”.
Премьер-министр был менее многословен. Он напомнил, что “мы должны быть частью мирового экономического сообщества, мы должны быть членами ВТО” и что глава государства “очень четко поставил сроки и задачи, в которые мы должны уложиться”. Но посоветовал готовить отечественное бизнес-сообщество, “чтобы мы могли получить преимущество от того, что мы вступаем в ВТО и являемся частью этого пространства”.
Астана
Выгоды ВВП от вступления России в ВТО в среднесрочной перспективе составят 3,3 процента в год от ВВП. В денежном выражении показатель составит 49 миллиардов долларов. В долгосрочной перспективе Всемирный банк прогнозирует выгоды России от вступления в ВТО в 11 процентов от ВВП, или 162 миллиарда долларов. Около 72 процентов этой выгоды получат за счет повышения качества услуг и снижения цен, а еще 28 процентов обеспечит снижение таможенных пошлин, в том числе и для российских экспортеров.
По Казахстану таких расчетов ВБ пока не делал. |