|
Константин Маскаев
Каждый год горы забирают кого-то, о ком потом говорят как о хороших жизнерадостных людях и верных товарищах. Мы живем в таком месте, где красота и опасность - почти синонимы. Летом подстерегают сели, камнепады и оползни, зимой и весной - лавины. Такова особенность. И все вроде об этом знают. Но когда это приправлено неоправданным риском, порой приходит настоящее горе
В субботу, 17 марта, в Сухом Логу около 16:30 сошла лавина. Это Малоалматинское ущелье, урочище Шымбулак, окрестности самого известного казахстанского горнолыжного курорта.
По меньшей мере, шестеро лыжников (по другим данным - восемь) отправились кататься в опасное место, проигнорировав предупреждения о возможном сходе снега.
Говорят, что еще в обеденное время их ловили дежурившие на склоне спасатели курорта и РОСО ЧС при попытке прохода через заградительную сетку на лавиноопасный участок. После долгих препираний они покинули то место, но, спустившись ниже, все-таки прошли через ограждение и пешком по гребню конуса проникли в Сухой Лог.
...Они признают, что сознательно шли на риск. Причем на опасный склон пошли уже почти в сумерки. Возможно, кто-то из них подрезал склон и спровоцировал сход лавины. Накрыло всех. Был объявлен общий сбор всему личному составу Республиканского оперативно-спасательного отряда (РОСО). Несмотря на то, что место трагедии лежит далеко вне пределов горнолыжных трасс “Шымбулака” и даже не на землях курорта, сотрудники “Шымбулака” также оперативно среагировали и вели поиски до конца.
Кто-то выбрался сам, кого-то откопали спасатели РОСО и лыжники-инструкторы курорта. Один из попавших под лавину, горнолыжный инструктор Роман Лариков, погиб. Благодаря поисковой собаке по кличке Лис его удалось найти достаточно быстро - в пределах трех часов. Но и экстренные реанимационные действия не привели к результату: вероятно, он погиб почти сразу.
Слова бессильны, а утрата огромна и невосполнима. Но говорить об этом тем не менее нужно. Даже сейчас. Тем более, когда в лавину попали не дилетанты, не приезжие, не “дикошарое турьё”. Напротив - люди опытные, знавшие, на что идут и какой опасности себя подвергают.
О том, что весной в горах Заилийского Алатау опасно, догадываются, наверное, даже в самой засушливой степной зоне. Могут, наверное, лишь недооценивать степень этой опасности. Тем не менее люди идут в горы и в эти дни. Одни - просто гулять, другие - кататься на санях, лыжах и сноубордах. Не всех устраивает катание в относительной безопасности, то есть там, где лавины уже спущены, в границах маркированных и огражденных трасс и мест. Их влечет за сетку, флажки и маркеры. Туда, где риск, где соблазн взрыть снежную целину, где в игре с судьбой адреналина больше. Вчерашний случай, возможно, из разряда именно таких.
О том, что в горных районах Алматинской области возможен сход снега именно в период с 16 по 18 марта, предупреждали лавинщики. Сообщение заблаговременно распространили и через пресс-службу департамента по ЧС Алматы. Собственно, то, что сложилась лавиноопасная ситуация, местные и так должны осознавать: начались оттепели. К тому же высоты снежного покрова за последнее время еще прибавилось. А кто бывает в горах, все это сам видит и делает выводы.
Чуть меньше года назад в такой же лавиноопасный период мы тесно общались с руководителем снеголавинной службы Юрием Боевым. Тогда он высказывал крайнюю озабоченность, что созданная еще в советское время развитая лавинная служба в последние годы потеряла позиции, значительно сократилась и держится за счет энтузиазма прежних сотрудников. Тем не менее наблюдения и искусственные спуски лавин служба проводит и выполняет свои функции, насколько это возможно.
В данном случае, похоже, имеет место безответственное отношение самих попавших в лавину спортсменов. Оказывается, мало ограничиться простым предупреждением об опасности. Недостаточно выставить ограждения и людей на кордонах. Должна быть еще какая-то мера профилактики, воздействия, возможно - наказания, чтобы избежать такого печального развития.
Отдельно - об инструкторах. Тут возникает закономерный вопрос: если сам горнолыжный наставник не дорожит собственным здоровьем и жизнью, что говорить о его отношении к клиентам? Видимо, в среде тренеров, инструкторов, обучающего персонала должен родиться некий внутрицеховой кодекс, хартия, соглашение, которые будут признавать безопасность и жизнь высшей ценностью. А нарушения этих соглашений будут оборачиваться отлучением от клуба. |