Ботагоз Омар
Премьер-министр страны намерен совершить в стране “газовую революцию”.
Правда, она будет возможна лишь при условии, что геологи найдут в наших недрах запасы сланцевого газа. Поэтому на недавнем заседании Кабмина было дано срочное задание - искать это сырье во что бы то ни стало.
Деньги на разведочные работы государство намерено выделить даже из резерва правительства
2009 год стал годом, когда Соединенные Штаты Америки стали мировым лидером добычи газа. Причем более 40 процентов добытого ими голубого топлива приходилось на необычные (во всяком случае, до последнего времени) источники: метан из угольных пластов и сланцевый газ. “Кто мог предполагать, что США перестанут экспортировать нефть благодаря тому, что газовая технология (с началом добычи сланцевого газа. -
“НП”) все поменяла? Нам надо связать нашу разведочную политику, газовую политику с энергетической”, - заявил во вторник глава Кабмина Карим Масимов.
Если обратиться к истории, то первая коммерческая газовая скважина в сланцевых пластах была пробурена в США в 1821 году Вильямом Хартом, который считается в США “отцом природного газа”. Но масштабное промышленное производство сланцевого газа было начато в США компанией Devon Energy лишь в 2002 году, когда на месторождении Barnett Shale была впервые пробурена горизонтальная скважина. Резкий рост добычи этого сырья получил название “газовой революции”, активно подхваченной инвесторами.
В первом полугодии 2010 года крупнейшие мировые топливные компании потратили 21 миллиард долларов на активы, связанные с добычей сланцевого газа.
“Сейчас, с открытием новых технологий по разработке сланцевого газа, во многих странах электроэнергетическая политика меняется. В частности, в США за последние три года цена на газ упала в три раза, с 8 до 2,5 доллара”, - подчеркнул казахстанский премьер.
“Конкурентоспособность промышленности кардинальным образом поменялась. Сейчас говорят, в Польше вроде бы сланцевый газ находится. Нам надо проработать, изыскать ресурсы и в кратчайшие сроки провести геологоразведочные работы по сланцевому газу вокруг наших угольных месторождений, которые очень похожи на польские.
Может быть, это Карагандинская область, может, Павлодарский бассейн, может, еще какие-то места. В ускоренном порядке надо провести такие разработки. Поскольку если такой сланцевый газ появится, то тогда вся наша геология может повернуться”, - добавил Карим Масимов.
Пока же, по словам министра индустрии и новых технологий Асета Исекешева, который представил новую концепцию долгосрочного развития электроэнергетической отрасли, угольная промышленность “останется основным источником нашей электроэнергии к 2030 году”.
Так, например, с 2020 года планируется вовлечь угли Тургайского бассейна, где предполагается строительство разреза на базе кушмунских углей и строительство теплоэлектростанции. Объем инвестиций в угольную промышленность к этому времени должен составить 600 миллиардов тенге. Планируется, что к 2014 году объем добычи угля составит 123 миллиона тонн.
Астана |