|
Алла Иванилова
Премьер-министр страны на своей страничке в Twitter сообщил радостную новость - Казахстан поднялся в рейтинге Организации Объединенных Наций по развитию электронного правительства
Исследование, проведенное ООН, представляет собой сравнительную оценку 190 государств-членов по развитию электронного правительства. Данная оценка проводится с 2003 года по двум ключевым индексам: индексу развития е-правительства и индексу е-участия. Казахстан по сравнению с 2010 годом поднялся в рейтинге с 46-го на 38-е место. При этом индекс онлайн-услуг вырос на 10 позиций, а индекс телекоммуникационной инфраструктуры - на 14 позиций. По индексу е-участия, который определяется возможностями онлайн-общения граждан с правительством (блоги, твиттер, социальные сети, интернет-конференции), наша страна разделила второе место с Сингапуром. Первое место поделили между собой Нидерланды и Южная Корея.
В целом среди 25 стран, где электронное правительство появилось сравнительно недавно, Казахстан занимает 18-е место, опередив Чили, Малайзию, Саудовскую Аравию, Латвию, Колумбию, Барбадос и Кипр. А среди стран Азии наша республика на седьмом месте.
Идея создания казахстанского электронного правительства инициирована президентом в ежегодном Послании народу Казахстана по вхождению республики в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. В 2005-м стартовала программа по внедрению е-gov, и за два года ее реализации была сформирована необходимая инфраструктура. В 2007 году в эксплуатацию введены государственные базы данных физических и юридических лиц, соединенные по всей стране в единые реестры. Новая программа развития электронного правительства, рассчитанная на 2008-2010 годы, предусматривала внедрение электронной подписи, а также создание портала “Электронные государственные закупки” и проекта “Е-лицензирование”.
Сегодня портал
www.egov.kz
. ежедневно посещают около 25 тысяч пользователей. Самые популярные услуги - получение сведений об ИИН и оплата штрафов за нарушение правил дорожного движения. В прошлом году оказано около 9 миллионов электронных услуг, выдано более 800 тысяч электронных цифровых подписей, а через платежный шлюз проведены транзакции на сумму свыше 22 миллионов тенге. Эти показатели более чем в два раза превысили цифры 2010 года.
Но, как говорится - нет предела совершенству. Поэтому чиновники намерены и дальше развивать портал. В ближайших планах интегрирование различных сервисов, среди которых мобильные услуги и сервисы уведомлений, а также использование потенциала социальных сетей. Также планируется создать сеть для обмена учебным материалом в рамках проекта E-Learning, сервис бюро находок и сервис обсуждения законопроектов.
|
Бегом за прогрессом |
Государственным мужам есть к чему стремиться. Ежегодно в неизменных лидерах рейтинга ООН - Южная Корея, США, Дания и Великобритания. Именно в этих странах, по мнению экспертов, лучшие в мире системы электронного правительства. Но, пожалуй, самыми показательными являются правительственные веб-сайты Южной Кореи - они лучшие на планете по своей организации, доступности, а также с точки зрения степени их использования рядовыми гражданами.
Электронная таможенная служба этого государства - первая в мире за осуществление ста процентов экспортно-импортных процедур online с годовой экономией 2,5 миллиарда долларов. А корейская Ноте Tax Service выбрана Организацией экономического сотрудничества и развития в качестве наилучшей модели электронной налоговой службы.
Помимо этого, в Южной Корее функционирует информационный сельский сетевой портал, созданный для сокращения “цифрового разрыва” между сельскими и городскими районами. Сайт предоставляет широкий спектр услуг электронного правительства, инструменты электронной коммерции, программы интерактивного обучения и другие сервисы, направленные на улучшение качества жизни сельчан.
Хорошим примером развития корейских е-услуг может служить ряд их систем, внедренных в других странах: система электронной таможенной очистки, применяемая в Эквадоре; электронная система подачи заявок на регистрацию патентов в Индонезии; государственная телекоммуникационная система Бангладеш; сеть государственного управления и система тарифов, используемые в Мали.
Показательно и электронное правительство в США, которое появилось там в 1993 году параллельно с созданием веб-сайта президента. Американцы платят через Интернет за парковку и коммунальные услуги, продляют водительские права и регистрацию автомобиля, оплачивают штрафы. Более того: любой гражданин может контролировать расходы правительства и в специальной форме высказывать претензии к его работе. Несмотря на тот факт, что доступ к Интернету в Соединенных Штатах Америки имеет 76 процентов всего населения, популярность государственных online услуг постоянно растет. Статистика такова: 46 процентов американцев пользовались ими хоть раз в жизни, 41 процент загружал официальные бланки, 35 процентов изучали правительственные документы и статистику, 23 процента подавали различные заявки или искали информацию.
Казахстан заинтересован в изучении опыта развитых стран, сделавших ставку на развитие IT-индустрии. Однако эксперты предупреждают: население не сразу воспримет “на ура” любые новации. Во многих государствах, даже самых успешных в осуществлении е-проектов, поначалу все электронные инициативы проходили “этап привыкания” и зачастую подвергались общественной критике. Но оценив их ценность, а в первую очередь, это сокращение времени и финансов, население стало активным пользователем. Поэтому доказано: е-gov будет успешным только тогда, когда оно приносит реальную пользу как обществу, так и государству.
Астана |