Юлиана Жихорь
Власти Казахстана продолжают выстраивать законодательные барьеры отмыванию денег. На сей раз было принято решение контролировать “розничные” потоки средств, введя наказание обслуживающим юрлицам, не установившим у себя платежные терминалы, - вплоть до ресторанов и казино
За два с половиной года своего существования Закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма” уже дважды претерпевал изменения. Поправки в него вносятся, как говорят парламентарии, дабы унифицировать с международной практикой и собственным опытом.
Операции с деньгами, подлежащие финансовому мониторингу (со стороны Комитета финансового контроля Министерства финансов, которое в случае чего передает информацию в правоохранительные органы), можно условно разделить на две группы. В первую входят так называемые “пороговые операции” - всего 19 видов. Среди них банковские переводы, операции с офшорными счетами, получение выигрыша в лотерею, казино или пари, операции, совершаемые юрлицами, с момента регистрации которых прошло меньше трех месяцев. Для каждого из этих видов определен порог суммы, превышение которого автоматически означает подпадание под зоркое око финконтроля.
Например, для выигрыша в лотерею определен порог в миллион тенге, для переводов денег на офшор или “в пользу другого лица на безвозмездной основе” или анонимного владельца - два миллиона. По семь - для странно прытких фирм и операций по вывозу культурных ценностей или наличной валюты. Самый крупный порог - на сделки с недвижимостью - 45 миллионов.
Вторая группа контролируемых операций - “подозрительные” (их всего 38 видов). Они подлежат финансовому мониторингу вне зависимости от суммы сделки. Условно они поделены на три группы: сделки, не имеющие экономического смысла либо с помощью которых пытаются избежать финмониторинга, а также операции, направленные на финансирование терроризма и экстремизма.
Как сообщил вице-министр финансов Руслан Даленов, выступивший с презентацией законопроекта на заседании рабочей группы мажилиса, документ направлен на устранение некоторых правовых коллизий, которые имелись раньше. Например, был конфликт интересов в случае с адвокатами, которые выполняют конституционно значимые действия, защищая своих клиентов. При этом они должны информировать Комитет финансового мониторинга о своих клиентах. Поэтому были внесены соответствующие поправки.
Вице-министр также подчеркнул, что поправками предусматривается регламентация критериев и порядка признания Казахстаном перечня организаций и физических лиц, связанных с терроризмом, закрепляется в качестве одного из оснований для отказа предоставления информации в компетентные органы иностранных государств возможность нанесения ущерба национальным интересам.
И еще один национальный интерес защищается этим законопроектом. На сей раз исключительно финансовый. Поправками в этот документ и сопутствующие законы (в том числе и Кодекс об административных правонарушениях) вводится административная ответственность торговых и иных обслуживающих организаций, обязанных принимать платежи с использованием платежных карточек, но не делающих этого. Раньше ответственность могла грозить лишь в случае отказа этих организаций принимать карточки, теперь - за отсутствие у них терминалов.
Как пояснил данную норму мажилисмен - председатель рабочей группы по законопроекту Серик Оспанов, “чем больше безналичных расчетов, тем меньше опасности того, что деньги уйдут в тень. Платежи в виде налогов будут приходить в государство”. (Сегодня, по данным экспертов, объем теневой экономики в Казахстане составляет минимум 30 процентов.)
Согласно Закону “О платежах и переводах денег”, “торговые (обслуживающие) организации, категории которых устанавливаются правительством РК, обязаны при осуществлении торговых операций (оказании услуг) на территории Республики Казахстан принимать платежи с использованием платежных карточек”. Соответствующее постановление правительства датируется аж 2004 годом (поправки в него были внесены в прошлом году) и включает в себя перечень из 17 категорий торговых (обслуживающих) организаций.
По сути, данный перечень охватывает практически все сферы жизни рядового казахстанца. И, если верить депутатским обещаниям, уже через полгода отказ принять оплату платежной карточкой в каждой из этих организаций по причине отсутствия терминала (то есть минимум половине из них) грозит ее владельцам штрафом.
Есть, правда, в законодательстве маленькая оговорка. Терминалов может не быть, если организация работает по специальному налогообложению (например, ЧП или ИП) и если функционирует “в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования”.
Астана |