Ботагоз Омар
16 независимых операторов топливного рынка объединились в ассоциацию, которая на днях огласила первые цели, которые стоят перед новой организацией. Руководители АЗС считают, что в Казахстане в первую очередь надо повышать стоимость топлива, чтобы сократить ценовой разрыв с Россией с нынешних 20-30 до десяти процентов. По их мнению, только так можно решить проблему дефицита горюче-смазочных материалов
Дискуссия между участниками топливного рынка и государством вокруг давно наболевшей проблемы, касающейся нехватки ГСМ, набирает обороты. Чтобы усилить свой голос, руководители сети АЗС в ноябре прошлого года зарегистрировали объединение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - “Казахстанскую топливную ассоциацию”.
Вчера они организовали специальную пресс-конференцию, в которой принялись доказывать, почему так важно в стране повысить стоимость бензина. По мнению председателя ассоциации Болата Ауетаева, производителям топлива гораздо выгоднее продавать его в России, где его стоимость на треть выше, чем в нашей стране. Отсюда и проблема снижения российского импорта ГСМ.
В итоге политика государства, которое не позволяет увеличивать оптовые и розничные цены на ГСМ, по словам юриста ассоциации Аманжола Мухамедьярова, “может выразиться в том, что будет отсутствовать сырье на рынке ГСМ и соответственно прекратится реализация через розницу, через АЗС”.
Напомним, кстати, что госрегулирование цен по-прежнему касается только розничных операторов - АЗС, тогда как стоимость услуг оптовых реализаторов никем не регулируется.
Кроме того, как сообщил глава объединения, имеет место проблема нехватки вагонов-цистерн для доставки нефтепродуктов по регионам.
Введение в действие нового Закона “О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов” также усугубило топливный кризис. Все дело в том, что статьей 17 данного закона определен порядок аккредитации оптовых поставщиков. В ней прописано, что нормы касательно обязательной аккредитации вступили в силу по истечении шести месяцев после официального опубликования закона в СМИ. “Данным условием законодатель специально заблаговременно предусмотрел разумный срок для субъектов оптового рынка для получения ими возможности в срок до 31 января 2012 года получить заранее свидетельство об аккредитации”, - отметил юрист ассоциации.
“Но почему-то правительством республики только 27 октября 2011 года было принято постановление №1210 об утверждении правил проведения аккредитации, и почему-то во втором пункте указанного постановления было сказано, что правила проведения аккредитации оптовых поставщиков начинают действовать только с 1 февраля 2012 года. В результате принятия постановления в таком виде многие компании - оптовые поставщики ГСМ не могут в настоящее время получить свидетельство об аккредитации. Сами компании подали в уполномоченный орган - МНГ - заявления с приложением всех необходимых документов для получения заранее свидетельства об аккредитации, но МНГ на все это отвечает, что данный вопрос будет рассматриваться только с 1 февраля”, - продолжил он.
Согласно статье 17 этого же закона, срок рассмотрения заявления и выдачи свидетельства об аккредитации составляет 15 рабочих дней. “То есть, соответственно, все заявители - оптовые поставщики - получат данные свидетельства не ранее 22 февраля 2012 года. Возникает вопрос - как быть оптовым поставщикам, ведь согласно статье 21 закона запрещено осуществление деятельности по оптовым поставкам нефтепродуктов без наличия свидетельства об аккредитации? Мы считаем, что правительство, приняв данное постановление, нарушило права оптовых поставщиков и создало сферу для коррупционных отношений между Министерством нефти и газа и оптовыми поставщиками”, - подытожил Мухамедьяров.
“По Астане сейчас ситуация более-менее нормальная, а вот по Алматы, как нам известно, ситуация такая, что многие розничные реализаторы уже не могут закупить у оптовых продавцов ГСМ, потому что те им отказывают в заключении договоров ввиду отсутствия свидетельств об аккредитации”, - прокомментировал ситуацию Аманжол Мухамедьяров, отвечая на вопросы журналистов.
Представители ассоциации подчеркивают, что все это создает еще больший дефицит на топливном рынке страны.
Астана |