|
Алан Байтенов
С 1 января процедура проведения техосмотра полностью перешла в частные руки. Сегодня, отмечено на официальном сайте Комитета транспортного контроля, в городе Алматы уже работают 5 станций технического осмотра. Как и ожидалось, цены существенно изменились - теперь для того, чтобы получить заветный талон, необходимо заплатить от 3800 до 5000 тысяч тенге. К слову, в прошлом году, когда техосмотр был полностью в ведении МВД, за эту операцию государство брало чуть более 1200 тенге
Реестр по всем станциям в Казахстане, которые имеют право производить техосмотр, можно посмотреть на официальном сайте Комитета транспортного контроля. Там, в отдельной вкладке, можно найти подробный расклад с адресами и телефонами по всем станциям областей и крупных городов республики. Однако в Астане, если верить официальному реестру, работает всего две станции. В Алматы чуть больше - пять. Правда, некоторые станции открыты до восьми вечера. Но в то же время столь малое количество станций наталкивает на некоторые предположения - сейчас необходимо создать искусственные очереди, для того чтобы “производство” не простаивало. Кстати, есть и еще кое-что интересное, например, на некоторых станциях стоимость талона зависит от типа автомобиля (легковая или “джип”). Но обо всем по порядку.
“В связи с тем, что с 1 января 2012 года проведение технического осмотра транспортных средств полностью переходит к частным центрам, министерством были приняты необходимые меры по организации работы центров технического осмотра во всех регионах Казахстана. Теперь техосмотр можно пройти независимо от места регистрации транспортного средства”, - указывается в официальном сообщении Министерства транспорта и коммуникаций. То есть переход официально состоялся и теперь автолюбителю предлагаются услуги исключительно частных организаций. И есть уже первые результаты. Так, на некоторых станциях стоимость услуги зависит от типа автомобиля. Легковые “идут” по 3800, “джипы” - по 4200. (Ну а кое-кто решил не заморачиваться на дележке - и отпускает талоны по 5000 тысяч тенге вне зависимости от типа транспортного средства.) Естественно, нас заинтересовала разница между ценами. Объяснили просто - каждая компания выставляет стоимость прохождения процедуры исходя из личных соображений. И как нам удалось выяснить, верхний порог не определен. То есть столь высокие цены - лишь начало, и теперь частные компании могут свободно пользоваться и привязываться, например, к курсу доллара или к уровню инфляции. Кстати, при таком раскладе не исключен также и ценовой сговор. То есть в один прекрасный день компании молча разведут руками, мол, нам не выгодно, и если цена не устраивает, можете выбрать другое место. И до сих пор не понятно, как в этом случае поведет себя государство.
Также интересен и другой момент - процедура прохождения. Для того, чтобы заехать в бокс для осмотра, сначала необходимо оплатить всю сумму. В то же время, если вдруг автомобиль не прошел по каким-то причинам хоть один экзамен, талон о прохождении техосмотра не будет выдан. Следовательно, автолюбителю необходимо будет устранить неисправность, например, установить лампочку в один из указателей поворота, отрегулировать пучок света фар или устранить течь масла (весь список перечислять не будем), и потом вновь приехать на станцию. Только в этот раз необходимо будет заплатить еще, правда, уже за осмотр конкретного узла или агрегата. Механизм вроде как действенный: интерес частных станций очевиден - больше забракуешь, больше получишь. И он бы сработал за рубежом, например. Однако в наших условиях это, не исключено, только спровоцирует новую волну неофициальных предложений. Кто захочет вкладываться в дорогостоящий ремонт, что определил инспектор, если есть возможность предложить обойти этот пункт вниманием? Мы этого, конечно, не утверждаем, однако возможность давления на автолюбителя, следовательно, искушение предложить и взять, очевидны.
При этом известно, что в законодательстве предусмотрены меры пресечения в случае нарушений порядка прохождения техосмотра частными структурами. В этом году штраф должен составить 40 МРП. Много или мало это, если принимать во внимание среднюю стоимость прохождения техосмотра одной машиной, судить самим автолюбителям...
Как видно, в новой схеме есть свои скользкие моменты, перед которыми рядовой автолюбитель, к сожалению, не защищен. Стоит, наверное, вспомнить, по какой причине у частников в свое время отобрали технический осмотр - благоприятный коррупционный климат. Но, видимо, что-то серьезно изменилось, раз решено было вернуться к старой схеме. Отдельная тема - официальный реестр. Ключевое обстоятельство - он не резиновый. Причем это качество, по всей видимости, придают ему намерено. Но как же его вообще сформировали? Впрочем, это, наверное, отдельное (может быть, многотомное), но уже не журналистское дело. |