|
Дмитрий Акмаев
“Чаепитие со звездой” продолжается, на этот раз пообщаться со зрителями и поклонниками пришел звезда казахстанского балета, хореограф и балетмейстер, народный артист Республики Казахстан Булат Аюханов. Устроители мероприятия - казахстанский форум “Все вместе” при информационной поддержке газеты “Новое поколение”. Великий балерон поделился с публикой своими взглядами на молодежь, культуру и будущее Казахстана
- Булат Газизович, первый вопрос будет о Вашей маме. Какой вклад она внесла в Вашу жизнь и работу?
- В первую очередь, ей я обязан своими главными чертами характера. Именно она научила меня терпению, трудолюбию и состраданию. Помню, она мне говорила, что лучше быть хорошим маляром, чем плохим танцором. Я не хотел расстраивать маму и стал хорошим танцором.
- Раз уж мы заговорили о временах Вашей молодости, давайте поговорим о молодости вообще. Вы часто общаетесь с современной молодежью?
- С молодежью я контактирую постоянно. У меня в труппе все молодые. Через них я могу, как через призму, смотреть на то, что происходит вокруг. Нашу молодежь нужно обязательно чем-нибудь занять. А главное, никаких назиданий! У казахов есть такая пословица: “Ребенок делает не то, что ему говорят, а то, что он видит”. Нам, старшему поколению, надо своим примером показывать, как правильно. Чтобы наши дети не стали идиотами. Иногда обидно, что некоторые молодые люди считают, что высшее образование дает повод вести себя по-хамски. Это неправильно. А вообще, в большинстве своем, хорошая у нас молодежь.
- Пятьдесят лет назад Вы были дружны с Рудольфом Нуриевым. Потом он уехал за границу, а Вы вернулись в Казахстан. Вы бы поступили так же и сейчас?
- Да. Родина там, где ты нужен и востребован. Для заграницы я недостаточно тщеславен. Не умею считать деньги. Да и Рудольфа, скорее, вынудили уехать - его недолюбливали в театре и считали выскочкой. А мне куда уезжать? У меня вся семья - коммунисты. И мне нравится моя страна.
Хотя на Западе тоже хорошо. Там человек защищен от непорядка и плохого обращения. Мы пока только тянемся за цивилизованными странами, но тянемся уверенно.
- Как Вы смотрите на дальнейшие перспективы нашей страны?
- А зачем мне на них смотреть? Я не политик. Пусть политики думают обо мне. Как сделать мне хорошо, комфортно и интересно. Это их работа. А я артист.
- А сейчас можно достучаться до людей с помощью искусства?
- Так для того-то мы и есть! Театр отражает ход развития человека и государства и влияет на него.
- Люди ходят в театры? Больше или меньше, чем в советский период?
- На хорошие постановки ходят. Талант всегда востребован. Вот вы же сейчас пришли и смотрите на меня. А что я могу вам сказать? Только то, что знаю сам. Так и в театре. Только работать надо. И качественно делать постановки. Раньше ведь как: поставил одну пьесу - хорошо, две должны быть еще лучше. А сейчас поставят одну - хорошо, а потом три халтурят.
- Вам скоро 73. Что Вы считаете своим главным достижением?
- То, что я состоялся как человек. То, что я частичка истории, частичка чего-то хорошего в нашей стране. До семидесяти лет я не мог понять, как это - семьдесят лет? А сейчас оказалось, что каждые десять лет, как минута. Так что мне сейчас семь минут и три секунды. Но свои секунды я прожил хорошо.
- А сейчас, в таком возрасте, Вы танцуете?
- Иногда пугаю зрителя. Даже написал себе сольную партию Болеро Равеля. Думаю, что зрители встанут - из уважения к моей старости. Но себе я придумал партию особую. Я ведь хитрый. Сделаю так, что все от моего выступления просто упадут. Я же артист! У меня и справка есть, что я артист. Что? Я слышал, кто-то аплодирует? Громче! Громче!
- Булат Газизович, какую музыку Вы предпочитаете?
- Любую. Эстрадную, вокальную, рок, классику. Главное - хорошую. Современная шумная музыка будит в человеке агрессию. А так быть не должно.
Западная эстрада сейчас - это не наше. У нас нет хорошей школы эстрады. Замечательные оперные школы, театральные, балетные. А вот эстрадной нет. Все эти современные Киркоровы орут со сцены. А алматинцы платят по триста долларов, приходят к ним на концерты и слушают эту... извините... Зачем?
- А как Вам казахстанские артисты?
- Я человек не пьющий, по ресторанам не хожу. А, как ни жаль, кроме ресторанов их нигде не услышишь. Хотя есть очень голосистые и профессиональные артисты.
Мне современная эстрада не нравится вообще. Музыка, она ведь для того, чтобы человек мог выпрямлять кривизну жизни.
- Говорят, что большой балет так же тяжел, как и большой спорт. Это правда?
- Сегодня балет берет много из спорта. Но спорт тяжелее. Многие спортсмены ведь одноразовые. В том плане, что не так кульбит крутанешь и... Вот я смотрю на некоторых профессионалов. С медалями, с деньгами, но поломанные все. Девушки рожать не могут. Зато - чемпионки мира.
- Булат Газизович, какое Ваше любимое амплуа?
- Мое любимое амплуа - это талант. Независимо от роли должно свечение изнутри идти. Можно закончить парижскую консерваторию или питерскую и быть бездарностью. А талант не имеет ни границ, ни национальностей.
- Как Вы относитесь к критике и критикам?
- Если к критике по работе, то не очень. А если от души... Ну приди, скажи - плохо. Почему плохо. Сделаем хорошо. Чтобы не подвергаться критике, не нужно выходить на сцену.
- Когда Вы в последний раз были в театре?
- Постоянно хожу. Везде, куда зовут. А зовут часто. Единственная проблема - уехать обратно. Я же не миллионер - каждый раз по 500-600 тенге за такси отдавать. А по-другому никак не уедешь. У нас в восемь вечера вообще никуда не уедешь. Это неуважение к гражданам.
И вот еще что вспомнил. По поводу уважения. Вот здесь сколько чай стоит? А в аэропорту кинут тряпку в кипяток и просят огромные деньги. Спрашиваешь, почему так дорого? А все - вы уже за границей.
- Ну и напоследок. Расскажите, пожалуйста, Ваш любимый анекдот.
- Отец с взрослым сыном заходят в магазин. Отец спрашивает: “К вам сосиски поступили?” Продавец: “Поступили.” Отец сыну: “Вот, даже сосиски поступили, а ты в университет не можешь.”
А вообще, что вы тут все сидите и смотрите на меня. Давайте расходитесь! |