|
Айша Амирхан
Сегодня в гостях светской хроники еще один киноталант. 23-летний режиссер, актер, каскадер и руководитель уникальной школы сценического боя “Кун-до” Игорь Цай. Немногие из его ровесников могут похвастать, что они с отличием, как он, закончили юридический вуз, работают с Тимуром Бекмамбетовым в Голливуде или же успели снять свой первый полнометражный фильм с умным названием “Цугцванг”, который вышел в казахстанский прокат в январе этого года. Подробности - в материале
- Тимур Бекмамбетов пригласил Вашу команду работать в Голливуд над своим новым фильмом “Авраам Линкольн - охотник на вампиров”. Вы что, такие незаменимые?
- Хочется ответить - да
(улыбается). На самом же деле все проще - мы работаем с Тимуром вместе уже 5 лет, школа сценического боя “Кун-до”, которую я возглавляю, ставила боевые сцены и трюки почти во всех его фильмах: “Дневной дозор”, “Выкрутасы” с Милой Йовович, “Особо опасен” с Анджелиной Джоли.
Правда, там мы лишь разработали пакет трюков, а воплощала их в жизнь группа голливудских каскадеров, работавшая над “Гладиатором”. Все дело в том, что наша работа очень специфична - мы не многопрофильные каскадеры, не умеем переворачиваться на машинах, гореть, падать с 33-го этажа. А поскольку у нас есть больше времени заниматься именно этим видом каскадерского искусства, мы стараемся делать это лучше всех остальных.
- Что же Вы приготовили для “Авраама Линкольна”?
- Много всего! Поскольку сюжет сам по себе необычен - президент Линкольн предстает в фильме охотником на вампиров, выходцем из семьи дровосеков, искусно орудующим топором. Вы понимаете, у нас было, где применить фантазию! Так как Линкольн, как я уже сказал, дровосек, то в фильме немало трюков и боевых сцен, связанных с применением топора. Для съемок нам изготовили специальный мягкий топор с деревянной рукоятью и обухом из силикона. Думаю, смотреть за тем, что получится в итоге, будет интересно.
- Как Вы познакомились с Бекмамбетовым?
- Счастливый случай. Мы разработали трюки для “Дневного дозора”, ему понравилось. Известный сценарист Бахыт Килибаев, наш давний знакомый и друг семьи, увидев потенциал моих ребят и наши горящие глаза, посоветовал сделать что-то большее, например, организовать школу сценического боя, что я и сделал.
- Но Вам ведь было всего 18 лет, откуда познания искусства сценического боя в таком юном возрасте?
- Тогда их, по большому счету, не было, были только хорошая физическая подготовка и большое желание сделать что-то уникальное. В общем, пришлось заново изобретать велосипед, идти методом проб и ошибок. Но и этот путь, я думаю, пройден не зря. Сейчас моя школа стоит на прочном фундаменте. С одной стороны, это система физкультурных дисциплин (восточные единоборства, гимнастика, акробатика, танцы, последние не только помогают телу приобретать выносливость, но и вырабатывают пластику), с другой - это театральная система. У нас проходят занятия актерского мастерства.
- Прошлым летом на фестивале экшн-фильмов в Астане Вы встречались с самым известным китайским постановщиком сценических боев Ву Пингом...
- Да, и нам удалось его поразить! Он был восхищен нашим уровнем. Похоже, он не думал, что кто-то, кроме китайцев, которые, как известно, лучше всех в мире ставят бои, смогут превзойти их.
Мы до сих пор общаемся с ним, у нас идет активная переписка, и мы мечтаем, что когда-нибудь сделаем совместный проект.
- В начале года Вы презентовали свой дебютный фильм с труднопроизносимым названием “Цугцванг”. Вы остались им довольны?
- Вполне. Хотя трудностей, конечно, было немало. В силу отсутствия режиссерского опыта и неопытности я отснял материал почти на трехчасовой фильм! Потом пришлось резать по-живому.
Я благодарен продюсерам, что они позволили мне совершить режиссерский дебют при абсолютном профессионализме остальной съемочной команды. Несмотря на то, что я дебютант, мы быстро нашли общий язык со всеми участниками процесса, ведь я точно знал, чего хочу. Единственное - мы не уложились в хронометраж и сейчас поступило интересное предложение от одного российского канала. Мы решили разделить весь материал на четыре части и пустить его на этом канале как сериал. Мы даже шутили: “Цугцванг” теперь почти как “Адмирал”!
- Что было сложнее на съемочной площадке - смотреть за правильностью выполнения сложных трюков или же следить за актерской игрой?
- Везде были свои сложности. Мне было важно, чтобы все мои актеры остались целыми и невредимыми. Ведь травму получить можно, как известно, даже упав на улице, не то, что на съемках, где мы все трюки выполняем сами. У нас нет дублеров. Но, к счастью, все обошлось. Что касается актерских работ, то главный герой и его друзья, конечно, непрофессиональные актеры, и весь их актерский опыт - это пока только занятия в нашей школе. Но ребята выложились по-настоящему - не переиграли, но и не отстали от профессиональных актеров. Может, поэтому их приглашают и на другие проекты. Наш актер Данил Волковинский снялся в “Двух пистолетах” Дениса Куклина.
- У Вас в фильме неожиданно много продакт-плэйсмента. Пошли по стопам Бекмамбетова, у которого что ни фильм, то рекламный ролик?
- Наш фильм коммерческий. Другой возможности найти деньги на бюджет, а это 72 миллиона тенге (около 500 тысяч долларов), не было. Рекламодатели поверили в меня, и мне нельзя было их подвести.
- В последних фильмах, снятых молодыми режиссерами, в Вашей картине, и в “Сказе о розовом зайце” Фархата Шарипова персонажи - молодые парни, умеющие делать деньги. Это что, герои нашего времени?
- В каком-то смысле - да
(улыбается). Мечта любого нашего сверстника - это быть намного круче, чем он есть на самом деле
(улыбается). Но главное не в том, что мой герой умел делать деньги, а в том, что он был достаточно решительный и смелый для того, чтобы заработать деньги и преодолеть социальную разницу ради своей любви.
- Это как в анекдоте: “Каждый интеллигентный человек должен всегда задаваться вопросом: “Кто я? Почему я такой дерзкий? С какого я района?” Вы из обеспеченной семьи, как думаете - смогли бы быть тем, кем Вы являетесь, без поддержки родителей?
- Не знаю. Безусловно, мне легче. Мне не нужно кормить семью, я имею возможность развиваться, заниматься тем, чем искренне хочу, а не тем, что приносит только деньги.
Конечно, когда твоя изначальная стартовая позиция ниже и тебе, чтобы встать на ноги, нужно время, это намного труднее. Но поймите, что обеспеченность - это как талант: то, что тебя вроде бы выгодно отличает от остальных, но если к этому не прикладывать труда, то ничего не получится.
- В Вас как будто живут два человека: один - Ваш ровесник, другой - намного старше. В Вашем фильме есть сцена, где дед главного героя ностальгирует по Союзу. Откуда Вам об этом знать, ведь СССР развалился, когда Вам было 3 года?
- Я намеренно оставил эту сцену, потому что о молодых есть стереотип - что мы ничего не знаем, ни о чем не думаем и живем одним днем. Я хотел доказать, что это не так. Насчет двух людей, живущих во мне, мне кажется, так у всех. Лично я вижу себя просто молодым парнем, которому нравится жить, творить и добиваться успеха. Я мечтаю стать гражданином мира, мне интересно поработать и пожить в разных странах для того, чтобы общаться с интересными людьми, участвовать в интересных проектах, да, в конце концов, научиться серфингу! Но где бы я ни жил, я всегда буду любить страну, в которой родился.
- Я читала, что когда Вы были маленьким, Вашим самым большим культурным впечатлением стало посещение Ла Скала, а сейчас?
- Да
(смеется). Было такое. Меня повели в оперу, а мне было очень смешно! С тех пор ни разу на оперных представлениях и не был. Зато театр обожаю, мне нравится он как задумка, правда, больше люблю экспериментальные вещи, например, творчество Гришковца.
- Судя по фильму, Вы пишите стихи?
- Да. Но особо не хотел бы их афишировать, я их для души пишу.
- Кому посвящаете - девушка у Вас есть?
- Безусловно, есть люди, которые мне нравятся, которых я ценю, но пока не могу сказать, что собираюсь омрачить свои отношения браком. Наверное, иметь семью - это счастье, но пока я рад, что это в далеком будущем.
- И последний, любимый журналистский вопрос - Ваши планы на будущее?
- Хочу снять еще один фильм, события которого также происходят в Казахстане. Это история о настоящем супергерое, но не о мифическом персонаже, вроде Супермена и Бэтмена, а о суперагенте. Пока идея существует на уровне сценария и разработанных боевых сцен. Сейчас мы ведем переговоры по поиску партнеров, но я думаю, у нас все получится. |