|
Ирина Коврижкина
Гитарист, аранжировщик и музыкальный продюсер группы “Улытау” Макс Кичигин выпустил свой сольный гитарный альбом, презентовав его поклонникам. И хотя вся команда во главе с продюсером Кадырали Болмановым пришла поддержать коллегу, отыграв вместе также и композиции “Улытау”, народ забеспокоился: а что это Макса занесло в сольное творчество?
Максим развеял все сомнения, альбом - лишь продолжение деятельности в группе. Об этом он и признался в интервью, сказав: “Я иду вперед, к заветной цели группы “Улытау”
- Максим, выход инструментального гитарного альбома - большое событие. И Вы в этом деле, можно сказать, в Казахстане пионер...
- Вообще-то, я не первый. Булат Сыздыков из “Мюзиколы” выпустил в прошлом году гитарный альбом. Выпускал когда-то альбом и покойный ныне Баглан Садвакасов из “А-Студио”. Но то, что это событие на сегодня в целом редкое для Казахстана, я согласен.
- Расскажите немного об альбоме. Каким Вы его планировали сделать, каким он получился?
- Альбом получился разноплановым. В нем есть и тяжелые роковые, и лирические композиции, есть просто акустическая гитара, есть джаз-роковая композиция. Нет определенной конкретной стилистики. Поэтому я и назвал его “За гранью условностей”.
- Говорят, Вы семь лет шли к этому альбому, записывая композиции...
- Да, появлялись мысли, делал, записывал. Когда набралось достаточно материала, подумал: почему бы не выпустить альбом?
- Музыкальную школу Вы закончили по классу баяна, на нем играете?
- Давно уже не брал в руки. Забросил.
- Во сколько лет увлеклись гитарой?
- Гитарой я болел всегда. У моего у дяди была электрогитара. И я, будучи маленьким, всегда смотрел, брал ее в руки, пытался играть. Потом он мне показал, как исполнять песенку “В траве сидел кузнечик”. А лет в 11-12, когда все пацаны во дворе играли Виктора Цоя, я понял, что хочу научиться исполнять его песни. И начал учиться.
- Многие через это прошли. Начинать с Виктора Цоя вообще хорошо. И интересно, и хорошо, и просто. А когда в Вашу жизнь вошел виртуоз Стив Вай? Он Ваш кумир?
- Один из... А если всех перечислять, то кого-то забудешь. Тогда, в юности, я действительно им увлекся. Не просто увлекся, он вообще перевернул мое мышление, повлиял как на гитариста. Мне было лет 14, когда я впервые услышал его альбом, понял, что это что-то необыкновенное. Все полностью перевернулось. Потому что то, как он играет, из области фантастики.
- Некоторые считают Стива Вая лишь великолепным техником, не обладающим душой в гитарном звучании. И ведь в целом так оно и есть.
- Так говорят те, кто, наверное, не все слышал. Потому что у него есть медленные вещи, которые до сих пор считаются эталоном в плане душевности. Например, композиция For the Love of God. До сих пор, когда ее слушаю, она меня сильно волнует. У него разноплановые композиции и альбомы, существующие в разных рамках. Существуют альбомы, которые мне не очень нравятся. Но я не ограничиваюсь только им, потому что есть много талантливых гитаристов. Немного от одного, немного от другого, от третьего... Надо все изучать и брать понемногу, вырабатывать свой стиль. Ну а в технике Стив Вай - Бог!
- Кстати, в своем интервью он рассказывал, как сызмальства проводил дни и ночи с гитарой. Сколько времени занимает инструмент у Вас?
- Есть много гитаристов, которые играют по 10 по 12 часов в день. У меня случаются дни, когда вообще не хочется гитару в руки брать. Но часа два-три в день ей надо заниматься. Правда, не всегда это получается, особенно, когда гастроли, переезды.
- На что остается место в жизни, кроме работы в группе “Улытау”?
- Как у всех людей. На обычные бытовые проблемы и личное. С друзьями посидеть тоже люблю.
- Горно-металлургический колледж в родном Лениногорске (ныне город Риддер Восточно-Казахстанской области), я поняла, что Вы заканчивали, как многие, просто ради диплома. Когда появилась первая группа?
- Первая группа образовалась еще в школе. Играли, конечно, не свое, но и сочинять пытались. Потом меня пригласили в Усть-Каменогорск в хард-рок-команду “Форрест Гамп”. Мы ездили на фестивали, выступали по Казахстану, потом приехали в Алма-Ату, затем уехали в Москву. Вернувшись оттуда, я сразу стал работать в “Улытау”.
- Вы в команде со дня основания. Как попали в нее?
- Мы с Кадырали Болмановым давно друг друга знали. Еще будучи участниками группы “Форрест Гамп”, мы делали пару аранжировок для АБК - им были нужны роковые аранжировки. Тогда “Улытау” еще не было, но у Кадырали родилась идея сделать пару кюев в рок-обработке. Тогда мы и начали наши эксперименты. А когда я вернулся из Москвы, он предложил, чтобы я и дальше продолжал работать над этим проектом. Так до сих пор и работаем вместе.
- Вместе Вы воплощали идеи Кадырали, вместе формировали стиль команды... Как рождаются фирменные композиции “Улытау”?
- Берется кюй, делается аранжировка, придумывается скрипичная партия.
- Какой отзыв для Вас как для гитариста более важен, чья оценка?
- Конечно, Тима Палмера (всемирно известный саунд-продюсер). Когда вышел наш диск, там внутри на вкладыше были его слова с отзывом обо мне как о гитаристе. Я даже не ожидал такого.
- Что изменилось в Вас со времен начала работы с “Улытау”?
- Трудно сказать. В принципе, ничего в целом не изменилось. Cтали сильно надоедать поезда и самолеты. Очень много путешествуем.
- Куда отправляетесь на этот раз?
- В Шанхай. Там у нас будет два больших концерта.
- Чем закончилось сотрудничество с германскими лэйблами, партнерами?
- Оно пока не закончилось. Сейчас кое-какие формальности решаются в самом руководстве компании, но все идет, движется потихоньку.
- Как с гитарным проектом? Будет он иметь продолжение?
- Так же, в принципе. В свободное время, если родится идея, потихонечку буду писать. Лет через пять-семь накопится новый материал, тогда можно еще выпустить пластинку. Может, и раньше, жизнь покажет.
- Куда расти хочется?
- Хочется продолжать расти с “Улытау”. Мы идем вместе к одной определенной цели, поэтому прежде всего надо добиться ее реализации.
- Какая цель? Покорить мир?
- В общем, да. Время идет, сидеть нельзя. Нужно добиться того, чтобы о нас знали, диски продавались и голова у нас не болела за наше будущее. Чтобы мы, наконец, сорвали куш, как говорится.
- Многое уже сделано. Чувствуете отдачу?
- Мы еще движемся к своей цели, но уже близки к победе.
- Что можете сказать о восприятии мировой публикой Вашего коллектива?
- Публика везде одинакова. Не важно - Америка это, Европа или Азия - Сингапур, Япония, Китай. Везде одинаково хорошо принимают. Потому что наш язык - музыка, люди все ее понимают, все в восторге.
- Музыкальное сотрудничество с какими музыкантами запомнилось больше всего?
- Конечно, запомнился тур с группой Manowar. Они были супермировыми звездами, легендами, когда мы еще были маленькими. Мы проехали с ними большое турне, которое закончилось в Москве, выступали на одной сцене. Только мы и они. Это огромный опыт и большая честь, что они выбрали именно нас. В Москве - особенно. Потому что по Европе мы с ними и так проехали, а они и в Белокаменной из всех групп выбрали именно нас, и мы с удовольствием приняли участие в проекте. Это, конечно, запомнилось, но словами не передать.
- Хотелось бы сейчас съездить на какой-нибудь концерт мировых звезд?
- Сейчас нет времени даже домой съездить. Один из любимых гитаристов - Джим Петруччи. Он работает в команде Dream Theater - “Театр грез”, одна из моих любимых групп. На их концерт я хотел бы попасть.
Досье “НП”
Максим Кичигин - музыкант, гитарист, аранжировщик, музыкальный продюсер группы “Улытау”.
По гороскопу - Дева.
Любимые цвета: зеленый, хаки, черный.
Любимые блюда: лагман, бешбармак, плов по-узбекски, манты, окрошка, борщ.
Хобби: рыбалка, русская баня, музыка, классика советского кино. Поклонник творчества писателя-фантаста Ника Перумова.
Тим Палмер (всемирно-известный саунд-продюсер) о Максе Кичигине: “Макс виртуозно владеет гитарой, считаю, что он продолжает традиции таких гитаристов, как Zach Wilde и Steve Vai”. |