|
Ирина Коврижкина
Максим Лесников - один из основателей группы “Личное дело”, после того, как вторая вокалистка стала матерью, начал сольную деятельность. Его клипы с прошлого года появляются на музыкальных каналах города. Вышедший недавно на “Хит ТВ” клип “Цветы” уже имеет много положительных отзывов. Два года назад у него вышел авторский диск, где он выступает в качестве композитора. Песни поют Дильшат Ахмадиев, Руслан Тохтахунов, Мия, Рафаэль, группы “ Сердцеедки”, “Личное дело”, бывшая солистка группы “Рахат Лукум” Юлиана и другие исполнители. Авторская составляющая его творчества заинтересовала тем, что в последнее время многие исполнители жалуются, что авторов у нас сегодня по пальцам пересчитать. Так что пришлось вовлечь Максима в разговор начистоту
Первые гонорары
и первая группа
- Максим, как и когда Вы стали писать песни? Интересно, как этот процесс происходит?
- Началось все со стихов, которые я начал сочинять в детстве. Первая проба пера понравилась моим домашним. А бабушка отнесла мое стихотворение в газету, где была детская страничка. Его опубликовали. И последующие стихи тоже. Это были мои первые гонорары. Потом была музыкальная школа, колледж, где я учился на дирижерско-хоровом отделении. Это была хорошая школа. Нужно было владеть и инструментом, и вокалом, петь в ансамбле.
- И тогда у Вас появилась группа “Личное дело”?
- Да, мы с моим другом и сокурсником были на концерте, на стадионе. Слушали выступление групп “Hi-Fi”, “Гости из будущего”, и он предложил мне создать вместе собственную группу. Он как раз окончил школу диджеев и мог делать аранжировки на компьютере. А я написал стихотворение для нашей первой песни и положил на музыку. Сейчас первые записи, конечно, вызывают улыбку.
Песен хватит на всех
- А как Вы стали автором песен других исполнителей?
- Сначала я писал только для себя и для группы “Личное дело”. Потом мы встретили продюсера Адиля Жамбакиева, с этого все и началось. Пришли показать собственное творчество, посоветоваться, ему понравились песни. Он сказал, что, возможно, он нас будет продюсировать, но, поскольку финансовой базы у нас еще не было, он посоветовал заработать изначально деньги на продаже песен. Мы этой идеей вдохновились, начали показывать ему материал, и он взял у нас несколько песен. Оказалось - для Руслана Тохтахунова, в то время он был очень популярным артистом - пел только восточные песни, но решил сменить имидж. А песня “Свежий ветер” была более европейская, в стиле поп-рок. Она тоже вошла в мой авторский диск. Для меня она стала первой песней, на которую был снят клип. Потом была группа “Сердцеедки”, которые начали раскручиваться с моей песней. Тогда была хорошая ротация.
- Вы смотрели на более опытных коллег в этом деле, набираясь опыта?
- Да. Вот Адиль Жамбакиев как раз сам по себе хороший музыкант и композитор. В то время он много писал, у него было много хитов. Работал с Дильназ Ахмадиевой и ей писал. И как музыкант, он очень много мне дал. Он брал у меня песни и на моих глазах переделывал, говорил, как будет лучше.
- Платили Вам тогда много?
- Когда у нас брал песни Адиль, мы даже с ним не торговались. Это было порядка двухсот долларов. Но для нас, пацанов, тогда были важны не финансы, а то, что наши песни исполняются артистами, нравилось работать. Сейчас, конечно, гонорары выросли. Песня стоит полторы-две тысячи долларов. А если “под ключ” - с аранжировкой и записью, то три тысячи.
- Продавая песню, Вы имеете на нее какие-то права?
- Я имею авторские отчисления как композитор. Были договоренности, что я не могу песню еще раз продавать. Но это, естественно, само собой. Там же, правда, есть пункт, что сам автор может ее исполнять, но зачем? Вот в авторский диск собственный я включил часть песен, исполнители только этому рады.
Как рождаются хиты
- Ваши песни в репертуарах других исполнителей становились хитами. Как рождаются хиты?
- И музыка, и стихи рождаются параллельно. Уже чувствую заранее, когда получится хорошая песня. Предчувствую до ее полного рождения. Песни я пишу только по вдохновению. Был опыт заказов, даже гимн рекламный писал - садишься и работаешь. Но настоящий хит приходит с особым настроением, вдохновением. Песня получается за 15-20 минут. Я слышу музыкальные ходы. Сейчас я работаю сольно, но Данияр, мой друг, с которым создавали группу, по-прежнему делает аранжировки для моих песен.
В первую очередь я композитор, потом уже текстовик. Для меня важнее музыкальность. Если есть музыкальный ход в песне или несколько, находка музыкальная, текст наложить не проблема. Удачная музыкальная фраза свыше редко приходит. Та, от которой можно плясать, писать куплет. От которой рождается хит.
- В Вашем авторском диске порядка 20 песен. Вы много пишете другим?
- Это еще не все туда вошло. Включил в него, на мой взгляд, разноплановые вещи.
- Для других специально пишете под их характер, образ?
- Когда пишу песню, вижу изначально в ней себя и не думаю о ком-то, для кого она будет. Иначе может не получиться, я думаю обычно, как бы я ее спел. Так, прошлым летом я написал танцевальную песню “Океаны и города”, таких мало в моем репертуаре, и я ее себе оставил. Иногда думаю, кому можно предложить песню. Но в основном ко мне сами обращаются. И я уже знаю, есть ли у меня для этого исполнителя материал или пока нет. Но специально, на заказ, не пишу, предлагаю из уже накопленного.
- Охотно сейчас покупаются песни?
- Берут охотно, но я реже сочиняю, не хочу выжимать из себя. Вдохновение реже приходит. В начале творчества каждые два дня рождалась песня, сейчас редко. Наверное, наступил период, когда нужно отдохнуть, набраться сил, энергии. Если в начале написания песни я чувствую, что она получается слабенькой, я ее оставляю и жду вдохновения, чтобы быть уверенным, что выйдет стопроцентный хит.
- Где-то в аннотации о Вашей группе было написано: “От несчастной любви рождаются песни”. Может, Вам этого сейчас не хватает?
- Наверное, да, только не обязательно несчастной любви, но и счастливой любви тоже. Сейчас, скажу честно, этого состояния нет, жду его. Еще меня вдохновляет другая музыка, которую слушаю, - Modjo, Jamiroquai. Но сейчас и я, и многие другие заметили, что идет не только финансовый, но и музыкальный кризис. Даже мировые звезды уже почти не делают шедевров. Мадонна, у которой были раньше в альбомах настоящие хиты, сейчас уже стала вторична в своем творчестве. Нечем вдохновляться. Что-то должно произойти, наверное, такое, от чего все изменится.
Нешаблонные песни
- Этот кризис больше происходит в авторстве? Или в исполнительском творчестве?
- В авторстве. Нот всего семь, и не запутаться в них, видимо, уже очень тяжело. Больше все рассчитывают на коммерцию, а сама душа в музыке, в песнях уже куда-то исчезла. Стараются быстро написать, наштамповать, выпустить альбом. Потом платят деньги за раскрутку. Раскручивают это пока что эффективно - люди запоминают, даже кому-то нравится. Но те, у кого есть музыкальный вкус, понимают, что это продукт низкого сорта.
- Сейчас много предлагается программ и шаблонов для написания песен. Они эффективны? Можно с их помощью писать песни?
- Конечно, с помощью шаблона можно написать песню, но это будет просто песня, которая так неинтересно и проживет свою жизнь, пройдет мимо ушей, если ее не навяжут ротацией. Пройдет время, ротация кончится, об этом никто уже не вспомнит. Для меня важно, чтобы песни помнили потом, через какое-то время. Прошло шесть лет после исполнения группой “Личное дело” песни “Я всегда с тобой”, ротация была небольшая. И вот недавно сижу с подружкой в кино, у девушки рядом зазвонил телефон, а на звонке эта музыка, эта песня.
Одобрено
Максом Фадеевым
- Российский рынок более емкий, и исполнителей там больше, не пробовали выходить со своим материалом?
- Как-то давно мы услышали по радио объявление, что Макс Фадеев набирает в группу композиторов, аранжировщиков, людей, пишущих песни. Мы отнесли свой материал, нам через месяц перезвонили, позвали. Мы пришли с Данияром, и, как оказалось, одни. Нам сказали, что наш материал прошел, Максу он очень понравился, и нас повезут к нему в Россию на стажировку. Потом это затянулось и нам сообщили, что Макс этот проект закрыл и чуть ли вообще не уходит из шоу-бизнеса. Правда, впоследствии оказалось, что не ушел. Но главное для нас было, что ему понравилось. Больше мы не предпринимали никаких попыток. В будущем, наверное, еще попробую выйти на российский рынок, надо ехать. Мой материал, думаю, все-таки бы был больше актуален там. |