|
Алима Унгарбаева
Игорь Николаев, давший живой концерт в Алматы в День всех влюбленных, исполнил произведения как из собственного репертуара, так и из репертуара других артиствов, для которых он когда-то написал песни. Эти песни вошли в историю эстрады бывшего СССР, и зрители подпевали дружно. Но авторская программа запомнилась также его общением, тем контактом, который Николаев с легкостью установил с залом, его душевным аккомпанементом на рояле, а также видеорядом, показанным на большом мониторе, из голливудского фильма, к которому Игорь написал саундтрек. Он поздравлял всех влюбленных и еще не влюбленных с праздниками и просил прощения по традиции православного Прощеного воскресенья, в которое он выступал. А попросить прощения у него на сцену вышла, появившись из-за кулис, Анита Цой, что стало полной неожиданностью для зрителей. Она принесла другу букет роз, ее “прощение” получилось трогательным и сопровождалось овациями. Игорь вышел на сцену после выступления группы Do-Ми-No, которую зал встретил очень тепло. Так что молодые соотечественники тоже пришлись публике по душе. Ну а Игорь Николаев перед концертом ответил на наши вопросы
Мастер-класс
от маэстро
- Вы писали песни женщинам - Алле Пугачевой, Ирине Аллегровой, Наташе Королевой. А мужской репертуар у Вас богат больше песнями, которые Вы сами исполняете...
- Я, скажем так, один из исполнителей песен Игоря Николаева и просто стою в одном ряду со всеми, где каждый со своим репертуаром. Просто так получилось с самого начала, когда я превратился из композитора, который пишет песни, находясь за кадром, в того самого человека, которого вы знаете. Это произошло благодаря простой, казалось бы, непритязательной песенке про старую мельницу.
И вот такой человек, поющий такие простые, частушечные песни, оказался нужен народу. А те песни, которые появляются в каждом альбоме, которые сложнее с музыкальной или поэтической точки зрения, для узкого круга слушателей. Они не являются хитами. Хиты - это “Выпьем за любовь”, “Пять причин”, “Мельница”, “Незнакомка”, “День рождения - праздник детства” и так далее. И, знаете, между простым и примитивным, или, скажем, простым и банальным, между гениальным и графоманским сочинением очень тонкая, невидимая грань.
- Все-таки поясните. Вы же, как автор, эту тонкую грань чувствуете и можете о ней рассказать?
- Я написал текст песни “Я люблю тебя до слез” на музыку Игоря Крутого. И который год банальнейшую строчку люди помнят и поют. Эта песня десять лет подряд номер один по количеству использования в караоке. Это значит, что народ хочет ее петь. Мужчины приходят в караоке и хотят петь эту песню своим женщинам. Да, это просто - “Я люблю тебя до слез”, но вы придумайте нечто подобное, пожалуйста, и сделайте так же просто. Насколько это банальный элемент - тоже вопрос спорный, поскольку и строчка “Я вас любил...” не сложная. Что может быть банальней? Но это, тем не менее, одна из гениальных строчек Пушкина, хотя так просто - “Я вас любил”, только и всего.
Может быть, какой-нибудь критик пушкинской поры сказал бы: “Ну вот, банальнейшая строчка”. Но вопрос в том, что дальше. А дальше - “Любовь еще, быть может...”. Дальше идет драйв гениального поэта, который позволяет держать внимание читателя. И в песне “Я люблю тебя до слез” не эта строчка тянет, там тянут другие: “Подними глаза в рождественское небо, расскажи о том, о чем мечтаешь ты” и “Все у нас с тобой только началось” - вот основная мысль песни! Вот только начало отношений, и неизвестно, что будет дальше, но оно началось. Вот это важно.
- Когда у Вас пишется музыка, а когда стихи? В каких случаях и то, и другое?
- У меня это происходит по-разному, в разнообразных вариациях. Я сам пишу и текст, и музыку к своим текстам. Бывает, что я пишу тексты кому-то, композиторам, например. Алле Пугачевой, Игорю Крутому я написал очень много песен как поэт. А бывает, что я сочиняю музыку на чьи-то стихи. Так случилось с песней “Паромщик” на стихи Николая Зиновьева, “Комарово” на стихи Михаила Танича, “Маленькая страна” на стихи Ильи Резника и так далее. Есть разные состояния, при которых ты пишешь и слова, и музыку, или когда либо только текст, либо музыку.
Маэстро, его муза
и таблоиды
- Сейчас много пишут о Вашей свадьбе...
- Это неправда, ее не было, как не было беременности и рождения ребенка.
- А Вы не пытались судиться с теми изданиями, которые пишут о Вас неправду?
- Нет. Это хорошая неправда. Подумаешь - “У него состоялась свадьба”. А на самом деле не состоялась. Ну и что страшного? Написали, и что дальше?
- То есть к “желтизне” относитесь ровно?
- Вопрос без ответа, поскольку следует это воспринимать как данность. И нужно тактично отвечать на вопросы, чтобы потом при любой выжимке из ответа не удалось ни за что желтое зацепиться. Хотя это всегда будет. Потому что это таблоиды, и они есть во всех странах мира. Можно с людьми судиться, можно не судиться. Я никогда не делаю этого, потому что любой слух, даже если он придуманный или неправдивый, не стоит моего внимания.
Когда-то у Шостаковича даже была такая история. В газете “Правда” про него вышла разгромная статься. Раньше это равнялось катастрофе и концу жизни. И все боялись ему звонить, думали, что он уже при смерти лежит, а он в хорошем настроении взял трубку. “А вы что, Дмитрий Дмитриевич, не читали разве статью в “Правде”? Он: “Нет, конечно. Я сочиняю, работаю”. Для того, чтобы сберечь нервную систему, не надо просто этого всего читать. Единственное, кого жалко, так это родных. Мама всерьез переживает: “Такое про тебя написали, представляешь?!”. А я понимаю, что это просто условия игры.
- И все-таки, расскажите о Вашей девушке...
- Юлия Проскурякова - это человек, которого я люблю, с которым мне хорошо, с которым у меня еще не было свадьбы. Но, если Бог даст, то она будет.
Маэстро
и Примадонна
- В начале карьеры вы сотрудничали с Пугачевой и по сей день общаетесь. Она сложный человек? Ссоры между Вами за эти годы возникали?
- Ну мы же живые люди. Серьезных ссор у нас не было. Просто жизнь складывалась по-разному. Я работал около десяти лет музыкантом в ее коллективе. То были прекрасные годы в моей жизни, моя молодость, это было классно. И затем просто началась сольная карьера. Соответственно мы стали реже видеться, поскольку у нас разные гастрольные графики и жизнь. Но мы, мне кажется, очень дружны и последнее время даже достаточно часто общаемся.
- Она Вас поздравила с юбилеем?
- Даже приходила на юбилей. Мы очень хорошо погуляли, попели вместе наши песни. Я же написал для нее песен больше, чем кто-либо из авторов вообще за всю ее карьеру. И за мою - тоже. Это исторический факт, от этого никуда не деться. Но главное - дело не в количестве, а в качестве. Песни все известные, народом любимые.
- А если произойдет конфликт между вами, она может, скажем, образно перекрыть кислород? Говорят, что от нее многое зависит в шоу-бизнесе...
- Ира Аллегрова хорошо сказала, что чью-то нишу занять невозможно. Понимаете? Свою нишу сам каждый выдалбливает и высиживает в течение всей жизни. Как можно занять место Пугачевой? Никак. А как можно занять место Игоря Николаева? Никак. Вы можете занять только свое собственное место в жизни. Свое! Оно будет маленьким или большим, заметным или незаметным, но оно будет вашим.
Человек, влюбленный в Сахалин
- Вы признались, что Ваша жизнь - сплошные перелеты. Вчера Вы прилетели из Майами, сегодня Вы здесь, завтра улетаете в Нью-Йорк. А где отдыхаете?
- Обычно мой любимый вид отдыха - это океан, теннис, свежий воздух с йодом. Я родился на Сахалине, в городе Холмске, поэтому это тот воздух, который я вдохнул при рождении - воздух океана. Я себя чувствую комфортно там, где есть большая вода. К счастью, сейчас движение по земному шарику осуществляется без проблем. Потому и ориентиры сместились в плане того, что сегодня считать центром. Когда мне говорят: “Вы приехали из глухой провинции, вы родились так далеко от столицы”. Я отвечаю: “Что вы, я родился очень близко от столицы”. - “От какой?” - “От Токио”.
Кстати, после распада СССР незадолго до смерти академик Лихачев делал анализ состояния русского языка на постсоветском пространстве, в каких республиках русский язык чище. Оказалось, что наиболее правильный русский язык в городе Алматы, в Казахстане. И я могу сам засвидетельствовать, что люди разговаривают здесь на чистом, правильном русском языке, что не всегда можно встретить даже в России. |