|
Мира Мустафина
Существует расхожая поговорка, что природа отдыхает на детях великих людей. Жизнь и творчество 24-летнего Амира Бисенгалиева опровергают ее: он ни себе, ни природе не дает покоя. Выпускник Королевского колледжа музыки в буквальном смысле горит желанием быть полезным своей стране. Амир Бисенгалиев вернулся на родину. Многочисленные предложения остаться работать в Англии ему не пришлись по душе. И, кстати, в Лондоне Амир получил редкую возможность изучения технологии записи акустических музыкальных инструментов. Подробнее - в материале
Как вы, читатель, относитесь к тезису, что сейчас надо любой концерт превращать в акцию, а то публика не придет? В чем-то это справедливо, так как по нынешним временам вся жизнь - сплошная акция. А вообще-то, все зависит от артиста, его исполнительского мастерства, программы, чтобы, так сказать, присутствовал элемент свежести, первозданности и священнодействия.
Послушать солиста Казахской государственной филармонии имени Жамбыла Амира Бисенгалиева любители камерной музыки наверняка пришли с удовольствием и, естественно, посмотреть на Амира, а после концерта вынести вердикт: отдохнула ли природа на племяннике великого скрипача.
многие слушатели все же пришли не из любопытства, а в ожидании чего-то необыкновенного. В последнее время, к сожалению, это чувство потеряло свою первоначальную интимность, и, естественно, люди идут на концерт с другими ощущениями и ожиданиями, чем это было еще тридцать лет назад. Может, время сейчас другое - более жесткое и агрессивное? “Мне бабушка рассказывала, как ходили на концерты во время войны. Но тогда обстановка была совсем другая. Ни о каких акциях не могло быть и речи. Люди приходили из-за любви к музыке и слушали, сидя в пальто в холодных залах. В этом заключается магия искусства!” - говорит Амир Бисенгалиев. Кстати, он не стесняется признаться в том, что к этому он стремится в своей концертной деятельности. К магии искусства!
В Лондоне, учась в Королевском колледже музыки, он не терял времени даром: сполна постигал секреты удивительной магии музыки. “Я ходил, скажем, слушать Королевский филармонический оркестр - там было много поучительного. Бывал и на более скромных именах. В любом случае происходит обогащение, даже когда исполнение не очень удачное. Отрицательный опыт - тоже опыт. Что касается того, сколько нужно слушать музыки, то это сложный вопрос. Огромное количество информации, много записей - тоже вредно. Во всем должен быть здравый смысл!” - говорит музыкант.
Амир стремится овладеть громадным репертуаром. Вечер камерной музыки в филармонии создал поистине необычную атмосферу. Произведения Бетховена, Мессиана, Шостаковича, Венявского Амир со своим партнером по сцене Адилем Несипбаевым исполнил страстно, с романтическим порывом, в полном соответствии с эмоциональным композиторским посылом. Программа была профессионально подобрана, чтобы показать максимум для демонстрации виртуозных и колористических возможностей молодых музыкантов. “А главное - поди-тка, послужи!” Помните, именно с такими словами обратился александровский вельможа Фамусов в “Горе от ума” к Чацкому. “Служить рад...” - отвечает ему молодой и подающий надежды чиновник Чацкий. И на мой вопрос: “Почему молодой, перспективный музыкант не использовал возможность остаться работать за границей?” 24-летний Амир Бисенгалиев ответил: “Сначала надо состояться здесь, на родине, и это, кстати, важнее, чем где-то...” Ответил без пафоса, как-то даже буднично, но очень искренне!
Амир занят подготовкой серии концертов в Казахской государственной филармонии имени Жамбыла. Как все началось? Это естественно, когда ребенок из семьи музыкантов, то чаще всего его судьба уже предопределена, тем более, когда дядя - знаменитый музыкант Марат Бисенгалиев, а мама - известный преподаватель по классу скрипки Аида Бисенгалиева. Вполне естественно, что четырехлетний сын Амир взял в руки скрипку. И дальше все пошло “по накатанной”...
- Амир, и все же Ваша судьба была предопределена. Не думаю, что в четыре года Вы сделали осознанный выбор...
- Конечно, моя судьба была предопределена моими многочисленными родственниками-музыкантами. Мама говорит, что с раннего детства мои музыкальные способности проявлялись очень ярко. По ее же рассказам, я мог напевать отрывки из сложнейших скрипичных концертов уже в три года и пытался подбирать их на фортепиано. Мой песенный репертуар был настолько разнообразным и обширным, что хватило бы на целый концерт. Мое решение стать серьезным музыкантом утвердилось в начальных классах школы, потому что ощущение сцены и внимание зрителей приносили мне огромное удовлетворение и творческое вдохновение.
- Есть какие-то особенные плюсы, которые приносит Вам столь близкое родство с выдающимся скрипачом современности Маратом Бисенгалиевым?
- С детства у меня сложились с ним близкие дружеские отношения. Вопреки всем традициям и правилам этикета, я никогда не использовал приставку “дядя” и всегда воспринимал его как старшего брата. Мне кажется, это связано с его безграничной фантазией и умением выдумывать огромное количество забавных игр для детей. До сих пор в моей памяти часто всплывают эпизоды из детства, когда мы все вместе очень весело и беззаботно проводили время в отчем доме. Первые шаги в игре на скрипке он помог мне преодолеть очень легко, в игровой форме. Во время занятий он никогда не повышал тона и добивался результатов каким-то неизвестным, понятным только ему самому, способом.
- Самые счастливые годы - студенчество. Чем запомнятся Вам годы учебы в Лондоне?
- Годы учебы были очень интенсивными и плодотворными. Ритм жизни там намного быстрее, и, естественно, информативная наполненность культурной жизни дает гораздо больше возможностей для развития личности. В Королевском колледже музыки, в котором я проучился четыре года, много внимания уделялось классической музыке второй половины ХХ века, а также была возможность использовать дорогостоящую студийную аппаратуру для изучения технологии записи акустических инструментов. Я надеюсь в будущем применять все те уникальные знания, которые мне удалось получить во время учебы. Мне удалось побывать на живых выступлениях классических музыкантов, которые являются лучшими в мире на сегодняшний день: Даниель Баренбойм, Михаил Плетнев, Франк-Питер Циммерман, Шарль Дютуа...
- Вы сейчас преподаватель знаменитой школы для одаренных детей имени Куляш Байсеитовой?
- Да. Мне всегда нравилось помогать полезными советами начинающим музыкантам. Свою педагогическую деятельность я начал, еще будучи студентом в Англии. Сейчас я перехожу на новую ступень и чувствую огромную ответственность. Работая с учениками, я постоянно открываю для себя что-то новое. Этот обоюдно полезный процесс очень увлекает меня, и мне нравится видеть плоды своего труда.
- Теперь, Амир, о Ваших планах...
- С сентября я являюсь солистом Казахской государственной филармонии имени Жамбыла. Недавно я сыграл свой дебютный сольный концерт в качестве солиста. Скоро у меня состоится уже следующий концерт под чутким руководством маэстро Вага Папяна. Мы исполним знаменитый концерт для скрипки с оркестром Феликса Мендельсона. Надеюсь, что мои концерты будут более регулярными и разнообразными. |