|
В 1998 году в свет вышел фильм “Тувалу”. Картина имела огромный успех и быстро завоевала популярность во всем мире. А в странах СНГ кинолента была еще более востребованной благодаря актрисе Чулпан Хаматовой, которая снялась в этой картине в главной роли. Режиссер не перестает удивлять своих зрителей необычными картинами, снятыми в отдаленных от среднеевропейского зрителя краях. Недавно Файт Хельмер посетил Алматы и дал эксклюзивное интервью газете “Новое поколение”
- Как часто Вы бываете у нас?
- Это мой уже третий приезд в Алматы. В 2004-м я был в вашем городе - с алматинскими студентами снимали короткометражный фильм “Две маленькие сосиски” (сцена происходила на Зеленом базаре). Потом я приезжал на премьеру этого фильма. Я очень рад, что смог приехать в Алматы в этом году, повстречался со студентами, некоторые из них уже сами снимают фильмы. В этот раз я хочу представить публике несколько своих работ. Я приехал с программой короткометражных фильмов. Некоторые из них я снимал в свои студенческие годы, а другие я снимал со студентами таких стран, как Индонезия, Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан. После Алматы я полечу в Таджикистан, чтобы показать зрителю наш новый фильм, которые мы сняли с таджикскими молодыми студентами.
- Насколько мне известно, свою карьеру Вы начинали именно с короткометражных фильмов?
- Да, но уже много лет, как я снимаю полнометражные фильмы. На короткометражках нельзя заработать деньги, это некоммерческий продукт. Но короткометражные фильмы играют большую роль для начинающих режиссеров, это для них визитная карточка. К тому же полнометражный фильм - это высший класс. На съемки полнометражного фильма уходит около трех лет. Ведь многое зависит от финансирования, кастинга, от поиска мотива, развития сюжета и сценария. Но в течение этих лет я никогда не сижу и не жду, поэтому в перерывах я снимаю короткометражки, читаю лекции. Я ведь доцент.
- Свой первый фильм Вы сняли в 14 лет, довольно-таки юный возраст. Получается, стать режиссером - это мечта с детства?
- В 14 я решил снимать фильмы и начал снимать. Но это было ужасно. Честно, я не очень люблю об этом вспоминать и говорить...
- Файт, Ваши фильмы популярны в первую очередь в Европе...
- Да нет, с моими фильмами знакомы уже не только зрители Европы. Их знают в Америке, Японии, в странах СНГ. Я получил очень много премий. Нет такой страны, которая не знакома с моими работами. Ну, разве что Арабские Эмираты. Просто мои фильмы все о любви.
- Но для своих историй Вы ищете именно экзотические места, которые не известны европейскому зрителю. По каким критериями выбираете места для своих киноисторий?
- У каждого фильма своя определенная история. И для каждой истории нужно свое идеальное место для съемок. На поиски такого идеального места уходит порядка двух-трех лет. Просто я много путешествую. Путешествовать по разным странам - для меня это нечто особенное. И когда я нахожу какое-нибудь необычное место, то, исходя из местоположения, строится сюжет. Я работаю также в странах, где киноиндустрия неразвита. Например, в прошлом году съемки происходили в Азербайджане. Но для начала я обучаю студентов.
- А кто Ваши герои?
- В основном мои фильмы о любви, поэтому главные герои - это люди, которые осуществляют свои мечты. Но каждый фильм специфичен, в каждом я стараюсь найти новую территорию, в плане формальности или содержания. Я стараюсь не повторять сюжеты. Главное, чтобы каждая история в фильме имела свой характер.
- И, наверное, свой определенный конец. Как обычно заканчиваются Ваши картины?
- Я люблю жизнь, люблю своих героев и поэтому не делаю конец суровым. Я наблюдаю за тем, как сильно меняется наш мир, и стараюсь свое отношение к миру отразить в фильмах. Я показываю все стороны - и плохие, и хорошие. Например, банальный хэппи-энд делает зрителя недовольным так же, как и мрачный конец. Особенно, когда развязка не совпадает с ожиданием человека.
- Есть такое мнение, что каждое кино, американское, французское, имеет свои характерные черты. Что является типичным для немецкого кино?
- Если честно, то мне трудно сказать, что именно характерно для немецкого кино. Я немецкий режиссер, но я делаю не немецкое кино. Я люблю сотрудничать с людьми со всего мира. Я работаю с композиторами из Японии, со сценаристами из Югославии, с актерами из Франции, России. Свой новый фильм я снял с казахстанскими актерами. Так что для меня нет границ.
- А что является визитной карточкой Ваших фильмов?
- Мои фильмы больше визуальные. Я не стараюсь свои истории преподнести с помощью диалога. Есть фильмы, где вообще нет диалога. Я стараюсь делать сюжет захватывающим и со смыслом.
- В 1998 году Вы сняли фильм с известной актрисой Чулпан Хаматовой. Как Вы с ней познакомились?
- Я поехал в Москву, встретился с Чулпан и обсудил с ней нужные детали для фильма. Вот так все просто. Хотя были свои трудности в то время. Для выезда в Россию мне нужна была специальная виза, у меня ее не было. Я приехал в Шереметьево, и из-за отсутствия визы меня тут же отправили обратно. Тогда я сделал визу и снова приехал в Россию. Сегодня, конечно, уже нет таких проблем. Я проводил кастинги в 28 странах.
- А каким образом актеры попадают к Вам в картины?
- Решаю на кастинге. Актеры должны подготовиться, выучить тексты, сыграть в сцене, и потом я решаю, кто подходит для роли, а кто нет. Бывает так, что одни актеры лучше других, а бывает один актер, который лучше всех.
- Вы говорили, что любите путешествовать. Какую страну Вы посещаете с большим удовольствием?
- Ту, которую я еще не посетил. Я - открыватель. Я люблю бывать там, где еще никто из моих друзей или знакомых ни разу не был.
- Что для Вас - быть режиссером? Это профессия или стиль жизни?
- Как-то раз я услышал такую фразу: найди такую работу, которую ты любишь и ты больше никогда не будешь работать. И я думаю, что я такую профессию нашел. |