|
Алла Иванилова
На дне рождения Астаны выступил мировой тенор, маэстро оперы Пласидо Доминго. Несмотря на высокую стоимость билетов на концерт, зал был полон. Впервые звезда такого масштаба выступала в Центральной Азии. Пласидо Доминго прилетел в Казахстан за два дня до концерта. К приезду оперного исполнителя тщательно подготовились: ему был предоставлен чартерный самолет, который забрал маэстро ночью из Вероны, где он дирижировал “Кармен”. Любое пожелание г-на Доминго выполнялось сиюминутно. Мировой тенор выдвинул условие - если не организуют накануне концерта пресс-конференцию, он не приедет. Разговор с прессой удался. Более того, оперный исполнитель порадовал представителей СМИ своим уникальным пением, исполнив пару строчек из “Гранады”
- Господин Доминго, до приезда в нашу страну, что Вы слышали о Казахстане? Встречались ли Вы с казахстанскими исполнителями оперного искусства?
- Я часто задумывался о Казахстане. Слышал впечатления о вашей стране от своих коллег, ведущих певцов, которые сюда приезжали. Но я не сталкивался с казахстанскими исполнителями. Мне будет интересно познакомиться с ними именно здесь.
Казахстан для меня на какой-то момент был новым государством. Новым местом в мире. Насколько я знаю, в 1991 году произошли серьезные изменения и многие вещи изменились коренным образом. Для многих людей, и для меня в том числе, приезд в Казахстан - уникальная возможность.
Я с большим энтузиазмом отнесся к своему визиту. Я уже имел возможность услышать местную музыку. Местные исполнители встречали меня в аэропорту, когда я приехал. Это был очень эмоциональный момент. Я понял, насколько музыка является важнейшим аспектом местной культуры. Это можно понять по тому вниманию, которое уделяется подготовке молодых исполнителей, чтобы они стали в будущем лидирующими звездами в мире оперы и симфонии. Несмотря на те серьезные экономические результаты, которых Казахстан добился, нельзя не отметить, что без культуры никакая страна не сможет выжить. Здесь культуру видно сразу.
Я хотел бы увидеть красоту страны, в которую я приехал. Кто-то может сказать, что мы сюда приезжаем не в качестве туристов, чтобы знакомиться с красотами, а для того, чтобы исполнять музыку. Но, тем не менее, было бы интересно познакомиться с Астаной.
- В недавнем интервью Вам сказали, что в Казахстане растут большие яблоки, и Вы захотели их попробовать. Удалось попробовать известный алматинский апорт?
- Когда я приехал в гостиницу, сразу же попробовал эти яблоки. Они очень вкусные. И мне было любопытно узнать, что яблоки как вид появились именно в Казахстане. Думаю, для меня будет хорошей диетой, если все три дня, которые я здесь проведу, буду есть только яблоки.
- Ваши концерты собирают тысячи зрителей. В чем секрет такого успеха?
- Я являюсь оперным исполнителем, и поэтому 90 процентов своего рабочего времени исполняю оперные композиции. Но куда был я ни поехал, я исполняю не только элементы оперы, но и различный репертуар, чтобы удовлетворить интересы разной публики. Делаю включения из оперетт, исполняю отрывки из бродвейских шоу. Стараюсь отдавать дань музыке и передать характер, который исполняю. Потому что если я просто пою и не передаю эмоции и экспрессию характера, то зрителю это не понравится и он в это не поверит.
В самом начале своей длительной карьеры я выбрал путь следования определенной комбинации. Я исполняю исторические, литературные персонажи, но они все должны жить. У них должны быть сердце и душа. Вне зависимости, на каком языке исполняется опера, зрители должны понимать и сопереживать, а это возможно только при экспрессии.
На концерты я привожу с собой коллег. В Казахстан я привез госпожу Вирджиниа Тола. Она всемирно известный исполнитель сопрано из Аргентины.
В течение последних 18 лет я провожу свой личный конкурс, который называется “Опералия”. Госпожа Вирджиниа Тола была победительницей одного из таких конкурсов.
- На концерте в Китае Вы исполняли китайскую песню, в Корее - корейскую, в России - русскую. В Казахстане Вы тоже исполняли казахскую песню. Трудно учить песни на незнакомых языках?
- Исполнять произведения на чужом для себя языке нелегко. Это сложная задача. Если неправильно произнести слово, то оно может приобрести иной смысл. Необходимо консультироваться, насколько правильно получается звучание, как правильно делать ударение в словах. Но самое главное - необходимо понять смысл того, что исполняешь.
Допустим, некоторые языки проявляются как вторая натура. На них очень легко исполнять произведения. На других гораздо сложнее передать всю гамму чувств. Но главное - стараться. Если даже кто-то улыбнется и скажет: “Вы на самом деле другое сказали”. Ну что ж, я старался.
- Назовите, пожалуйста, Вашу любимую оперу, оперного певца и театр, где вы любите выступать.
- Меня можно сравнить с итальянской или испанской семьей предыдущих поколений. В таких семьях обычно было по 6-8 детей. И если кто-то спрашивал у матери, кто ваш любимый ребенок, она не могла ответить. То же самое касается и любимой оперы.
Мой принцип - наслаждаться той оперой, которую я исполняю в данный конкретный вечер, и я отношусь к ней как к самой лучшей опере в мире. Я думаю, это единственный способ справедливо отнестись к опере, чтобы наилучшим образом ее показать и отразить для зрителя. То же самое касается и театра. Я выступал на многих сценах мира, и я люблю выступать везде.
Относительно любимых оперных исполнителей, то ими являются победители конкурса “Опералия”. Я с гордостью могу сказать, что именно эти исполнители составляют 60 процентов всего оперного мира.
- Как Вы относитесь к современным течениям в музыке?
- Популярной музыке легче добиться любви со стороны публики. Нам, исполнителям классической музыки, приходится бороться за зрителя. Исполнителей поп-музыки очень много. Иногда я даже не понимаю, что это за люди и как они могут нравиться.
Я понимаю любовь людей к таким группам, как “Биттлз”, “U2”, Уитни Хьюстон, Марайя Кэрри и другим великим артистам, которые олицетворяют собой мир поп-музыки. Но существует большое количество других групп. Я даже не знаю, как они называются. Это группы-однодневки. В течение нескольких месяцев они на пике популярности, продают миллионы записей. Но все это уходящее. Они уйдут, и, возможно, о них никто не вспомнит в дальнейшем.
- На что Вы намерены потратить премию Биргит Нильсон, которую получите в этом году?
- 40 лет назад я впервые на сцене арены Вероны работал вместе с Биргит Нильсон. Для меня было колоссальным счастьем петь вместе с ней на одной сцене. Мы исполняли “Принцессу Турандот”. Мне было тогда 28 лет и поэтому для меня это было очень эмоциональное, интенсивное переживание.
В течение последующих лет мы часто работали вместе. Она колоссальный артист, которым я восхищаюсь. Я действительно получил именную премию. Это была первая в истории премия Биргит Нильсон, которую она завещала мне. Для меня это большая честь.
В октябре я буду получать этот приз. Эти деньги я использую для того, чтобы продолжать свой конкурс молодых артистов “Опералия”. Может быть, в этом или в следующем году мы в рамках “Опералии” учредим приз госпожи Нильсон.
- Г-н Доминго, Вас отличает поразительная самоотдача. Откуда Вы черпаете свое вдохновение, энергию, силу?
- Работа сама по себе является для меня источником вдохновения. Я работаю уже 50 лет и работаю с большим энтузиазмом, потому что для меня большая привилегия - дарить людям счастье. Люди, которые приходят на мои концерты, забывают о своих проблемах и несут в себе ощущение счастья не только во время концерта, но и после.
Мне иногда кажется, что я еще в начале своего пути. Это заставляет меня двигаться вперед, дает мне энтузиазм. Кроме того, энтузиазм я черпаю от работы с молодыми исполнителями. Они всегда очень нервничают, выступая со мной. Когда на концерте выступают два человека, и один из них чувствует себя не очень хорошо или не полностью отдается работе, это будет видно. Если я себя плохо чувствую, я собираюсь и говорю себе, что я должен быть учителем, должен выглядеть хорошо, это моя ответственность, чтобы поддержать молодого исполнителя, с которым я работаю на сцене.
При этом я обязательно отдыхаю. В конце июля собираюсь взять отпуск на две недели. Часто бывает, что три недели превращаются в две. Но, тем не менее, я стараюсь отдыхать две недели летом и две недели на Рождество. Это время я провожу со своей семьей. Сейчас у меня много внуков. Мне это нужно в качестве подпитки.
Астана
|