|
Елена Воронова
Нечасто казахстанских меломанов балуют настоящим джазом. И каждый раз это настоящий праздник. Недавно такой праздник состоялся в Астане в Театре оперы и балета имени Куляш Байсеитовой по инициативе посольства США. Для выступления на столичных подмостках был приглашен джазовый квартет под руководством Брайана Хортона. Ребята: Брайан, Амин, Эрнст и Джеймео - оказались очень общительными и с удовольствием поделились с нами рецептом настоящего американского джаза
- Расскажите немного об истории вашего квартета, о его становлении.
- Мы знаем друг друга уже в течение довольно долгого времени - по меньшей мере, десять лет. Почти все мы встретились в Нью-Йорке и там долго играли в самых разных коллективах. И с того времени мы стараемся исследовать разные направления и течения джаза. Таким образом, мы построили между нами что-то вроде братства.
- Сколько лет вы играете как квартет именно в этом составе?
Амин: Я познакомился с Брайаном в Северной Каролине еще в те годы, когда был студентом. Мы начали играть вместе, но тогда нас было только трое. Идея квартета стала оформляться позже, когда мы переехали в Нью-Йорк.
Брайан: В таком виде, как сейчас, этот квартет новый, потому что у нас новый пианист. А как трио мы работаем вместе уже более десяти лет.
- И как часто были гастроли за этот срок?
- Да, мы часто ездим, стараемся гастролировать как можно больше. Просто у нас очень разное расписание и разные гастрольные графики, потому что все мы играем и в других проектах.
- Что вы нам привезли?
- Это великая американская музыка - джаз в его традиционной форме, форме квартета: саксофон, фортепиано, бас и ударные.
- Влияет ли сцена на ваше выступление? Насколько определяющим является выбор сцены?
- Да, конечно, обстановка всегда влияет на нас, на то, что и как мы делаем. И у нас есть подготовленная программа, и мы знаем, что собираемся играть, но на самом деле все зависит от аудитории. Мы стараемся дать публике то, что она хочет от нас услышать. Мы готовимся, играем и выплескиваем свою энергию в зал, а зал, в свою очередь, отдает нам ее назад.
- А все-таки лучшая сцена для вас - это джаз-клубы, улицы или это такое помещение, как столичный театр оперы и балета, где вам предстоит выступать?
- Джеймео: Я бы сказал, что лучшее место для нашего выступления - это место, где мы можем делиться тем, что у нас есть, и где мы можем дарить нашу музыку. Это может быть маленький клуб, где будет всего два человека, а может, и огромный Колизей. Смысл в том, чтобы зрители, которые там находятся, были увлечены процессом и понимали музыку.
- Насколько сложно сейчас найти место для выступления в Америке, где много джаз-клубов и джаз-музыкантов?
- Когда я был моложе, один человек сказал мне: “Если ты собираешься стать музыкантом, то всегда найдется место и всегда найдется ниша, которую ты сможешь занять”. И такое место будет всегда. Вы можете играть в “Blue Note” - это самый популярный джаз-клуб в Нью-Йорке. Но если там нет места, то вы можете выступать и в кофейне, а можете найти и свое собственное место - играть там, где вам удобно. И не обязательно это будет всегда одна и та же сцена.
- Какие тенденции прослеживаются в современном джазе? Что принципиально нового ваша группа привносит в данное направление в музыке?
- Поскольку мы молодое поколение джазовых музыкантов, мы берем традиционные джазовые формы и добавляем в них хип-хоп, элементы “черной”, афроамериканской музыки, даже электронику. Необходимо учитывать, что Нью-Йорк - это такой особый город, куда постоянно приезжают новые люди, и поэтому мы испытываем влияние самой разной музыки со всего мира.
- Какую музыку вы сами слушаете? Какой диск играет у вас в машине, плеере?
Эрнст: Возможно, создается такое впечатление, что мы все время слушаем джаз, даже дома. Что касается меня, то в свободное время я слушаю гораздо меньше джаза, чем можно подумать. Я слушаю классическую музыку, госпелы, могу слушать популярную музыку и хип-хоп, могу слушать оперу... Когда ты все время играешь джаз, ты вкладываешь в это свою душу, поэтому иногда нужен некоторый уход в сторону, какое-то убежище. Вот почему я стараюсь слушать побольше разнообразной музыки.
Джеймео: Мы были бы рады узнать немного о казахстанской музыке, потому что в Америке это сделать довольно трудно. Но сейчас у нас есть такая возможность, а также возможность привнести в ту музыку, которую мы играем, что-то из вашей музыки.
- Классическая формула джаза: “поменьше репетировать и тогда все будет замечательно”. Сколько в вашей музыке уделяется места импровизации?
- 100 процентов импровизации. Каждый концерт - новый концерт. Да, конечно, существует много песен и много произведений, которые мы играем часто, но каждый раз мы играем их по-новому. Это похоже на то, например, как я сейчас говорю, то есть все слова знакомы, но я их комбинирую по-разному.
- От чего зависит настроение того, что вы играете, импровизируете?
Амин: Я рассматриваю мою музыку как саундтрек к нашей жизни, как будто это кино, и я каждый раз пишу к нему музыку. И влиять на нее могут совершенно разные вещи, то, что происходит вокруг, вплоть до погоды: вот я увидел облака на небе или хорошенькую девушку, и настроение сразу поднимается, появляются новые идеи.
- А как вы сами пришли в джаз: вначале вы учились музыке, а потом среди многих направлений выбрали джаз, или, может быть, вы с самого начала хотели играть именно такую музыку?
Амин: Я хочу рассказать одну забавную историю. Я вырос в Вашингтоне, округ Колумбия. И в детстве до какого-то времени я был бой-скаутом. А потом, когда мне исполнилось одиннадцать-двенадцать лет и девочки все хорошели и хорошели, я понял, что нужно найти какой-то другой способ выделиться. И я решил, что неплохо бы обучиться музыке. Сначала я хотел поступить на отделение горна, но класс был полон, и места мне там не нашлось, а там, где занимались басисты, место было.
Ну а то, что окончательно укрепило меня в моем решении стать музыкантом - так это когда я путешествовал со школьным хором, и мы поехали на Ямайку. Это путешествие меня довольно сильно впечатлило - потрясающе: мне платят деньги за то, что я делаю то, что я люблю!
Брайан: У нас во многих школах, в том числе и в школе, где учился я, были уроки музыки, поэтому я начинал так же, как и другой такой же школьник. И когда начинал играть, я не мечтал играть на саксофоне, потому что, как и все, хотел играть на гитаре и стать рок-звездой, как “Prince”. Но гитаре нас не учили, мне дали саксофон, ну что же, вот так я и стал учиться играть на саксофоне. А что касается того момента, когда мне захотелось играть джаз... как-то раз, когда мы стали уже чуть-чуть постарше, к нам приехали ребята, и они играли музыку, они играли джаз. Это очень сильно повлияло на меня, потому что я был мальчик из маленького городка, и в общем-то у меня не было каких-то особых разнообразных вкусов - это было для меня как некое влияние извне.
Очень хорошо, что существует такая программа, как эта, - программа департамента США, когда мы можем ездить и показывать то, что мы умеем, и, может быть, наша музыка сыграет в чьей-то жизни какую-то особую роль. |