Во время карантина у журналистов появилась уникальная возможность застать творческих людей в любом уголке планеты. Нас объединила глобальная проблема и ее единые правила - сидеть в карантин дома. Благодарим артистов, согласившихся на искренний рассказ, каково это - находиться в четырех стенах активному творческому человеку
Майлен Тлеубаев, танцовщик, призер международных конкурсов Уже долгие годы педагог и хореограф Майлен Тлеубаев, сын знаменитого казахстанского балетмейстера Минтая Женельевича, живет и работает в Токио. Из-за пандемии пришлось отложить на неопределенный срок все запланированные международные мероприятия. На время закрыть свою балетную студию, чтобы не подвергать учеников опасности.
В Японии правила карантина не такие строгие, как в Казахстане. Людям не запрещено выходить на улицу, нет обязательного правила ношения маски. Но это не халатность правительства. Скорее, доверие к людям. Японцы - мизофобы. Для них соблюдать дистанцию, личную гигиену, носить маску, когда недомогаешь, - норма жизни. И тем не менее, как заметил наш бывший соотечественник, во всех общественных туалетах появилось мыло, а на входе в любое общественное место - антисептик. - В Японии нет паники по поводу пандемии. Они понимают, что просто нужно лучше следить за гигиеной. К примеру, когда в марте 2011 года случилось землетрясение, народ вел себя согласно правилам: люди терпеливо ждали очередь в транспорт, никто не паниковал, не спешил, не кричал. Так и сейчас, правительство рассчитывает на самосознание и дисциплину. Пандемия внесла коррективы в повседневную жизнь творческой семьи Тлеубаевых. Отец семейства стал больше общаться с детьми, научил 15-летнего сына советской гантельной гимнастике для укрепления мышц. Занимаются теперь вместе. В дни изоляции Майлен советует придерживаться правила Жиглова: общаясь с людьми - улыбаться! И больше читать: “Часто замечаю, когда меньше читаешь, мир становится скудным. Книги обогащают. Лично я перечитывают книги по профессии. Читаю и художественную литературу, и беллитристику. Очень люблю фильмы про природу, документальные - они успокаивают”.
Нуржан Бажекенов, ведущий солист оперы ГАТОБ имени Абая Для артистов Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая карантин был сильнейшим ударом. 12 марта зрителям представили спектакль “Веселая вдова”, а 13 марта вышел приказ о вынужденной изоляции! Заведующий оперной труппы Нуржан Бажекенов вспоминает, что артисты испытали стресс. В самый разгар сезона изоляция была сравни заточению.
- Мы все были как на иголках. Не могли себе позволить расслабиться. Страх сковал каждого, опасались за родных и близких, трудно давалось отсутствие физической свободы и невозможность раскрепоститься. Я, в свою очередь, старался бережно относиться к своим коллегам, успокоить их. Регулярно обзванивал, спрашивал о самочувствии. Но времени на расслабление не было. Рабочий процесс останавливать нельзя - так решила директор театра Ая Калиева и дала распоряжение работать для зрителя дистанционно. Сложность заключалась в том, что не у всех вокалистов под рукой оказались инструменты. Первые онлайн-концерты напоминали домашнюю вечеринку: солисты в удобной одежде, без сценического грима... Артисты учились петь в тишине - без привычных “Браво!”. Вместо цветов - восторженные смайлы и комментарии. Радовало количество подписчиков - трансляции смотрели и за пределами страны. Например, песня “Тбилисо”, которая была адресована дружественной Грузии, за две недели набрала 280 тысяч просмотров. А в рейтинге театров СНГ ГАТОБ имени Абая вошел в тройку лучших! - Самое сложное для артиста театра - отсутствие живого общения. Каждый день скучаешь по сцене и спектаклям. За мою 16-летнюю жизнь в театре это первая длительная разлука с коллегами. Я осознал цену человеческих отношений. После изоляции я буду ценить это еще сильнее. А еще свободу передвижения, общение с природой. Как это здорово - просто выехать на природу с семьей! Сейчас мы этого себе позволить не можем, не рискуем лишний раз...
Женис Искакова, популярная казахская певица Женис Искакова признается, что во время вынужденной самоизоляции у нее произошла переоценка ценностей. Она стала задумываться о вещах, на которых раньше не акцентировала внимания. Первые дни изоляции ей было трудно смириться с тем, что она не в состоянии контролировать события. Потом смирилась и осознала, что нужно всегда быть готовым к любым обстоятельствам в жизни.
- Самоизоляция для меня привычное дело. Конечно, я люблю свою работу, процессы съемок, концертов и интервью. Я получаю удовольствие от работы - это особая творческая энергия. Но я четко разграничиваю работу и личное пространство. После светского раута я всегда тороплюсь в свой уютный дом, к семье. Самоизоляцию в карантин можно провести дружно, если тебя окружают любящие люди. К сожалению, есть много семей, для которых карантин - страшное испытание. Я видела статистику в интернете о возросшем количестве насилия в казахстанских семьях. В этом случае понимаешь, что нахождение в четырех стенах может быть каторгой. Люди устали от напряжения и хотят вернуться к привычной жизни. Для себя Искакова открыла свое истинное призвание, она - хранительница очага и мать. Все это время она находится в гармонии с семьей, а свою неугомонную творческую энергию выплескивает на кухне. После карантина Женис Искакова “унесет” с собой чудесное средство от микробов и вирусов - антисептик: “Теперь нужно всегда быть готовой к разным переменам... Никто не знает, какие еще сюрпризы ждут нас в 2020 году”.
Подготовила Нурай Мукадес
|