|
Зухра Табаева Казахстанский оператор Искандер Нарымбетов, снявший фильм Виктории Якубовой “Олма Джон”, получил приз “За лучшую операторскую работу” на Международном кинофестивале, проходившем с 22 по 28 марта в Турине. Создатели картины рассказали “НП” о своем совместном творчестве
Виктория Якубова родилась в Ташкенте, в школьные годы с родителями эмигрировала в Израиль, свое творчество связала с Францией, где и получила режиссерское образование. “Все началось с того, что я приехала в Алматы вместе со своим супругом Эрве Шнэйдом, он принимал участие в монтаже исторического фильма Сатыбалды Нарымбетова “Аманат”. В те дни я познакомилась с его сыном, оператором Искандером Нарымбетовым, впервые увидела на экране Азиза Бейшеналиева, которого впоследствии пригласила на главную роль в свою дебютную полнометражную картину “Олма Джон”, - рассказала Виктория “НП”. - Общение с Сатыбалды Нарымбетовым послужило для меня настоящей школой, произошло мое перерождение как режиссера. С его легкой руки я сняла короткометражку “Клад”, ее показывали на нескольких кинофестивалях. Оператором-постановщиком выступил Искандер Нарымбетов, после этого у меня даже сомнений не было, с кем из операторов я хочу работать в будущем, он редкий художник, который смотрит на мир добрыми глазами. Техническую поддержку нам оказал Арман Асенов, продюсером с казахстанской стороны выступила его дочь Ариель Асенова. В нашей группе было 27 человек. Бюджет картины - 50 тысяч долларов. Такую отдачу, как на этом проекте, я еще не видела нигде, словно каждый участник стал частью одного пазла по имени “Олма Джон”. Мне хочется верить, что каждый из нас что-то излечил в себе, пройдя этот путь вместе. А Искандер Нарымбетов стал моими киноглазами, я всецело доверилась его таланту и мастерству. До Турина картина завоевала четыре награды, призы “За лучший фильм” на Rome Independant Film Cinema Festival и на Festival Prisma Rome Williamsburg film and music Festival. Благодаря тому, что фестиваль в Турине перенесли на онлайн-площадку, на платной стриминговой платформе его только в Италии посмотрели 2300 человек, мне с благодарностью писали люди из разных городов, в которых погибли тысячи людей от коронавируса, фильм смотрели в эпицентре трагедии. В программе было 45 картин... Осенью “Олма Джон” показали в Париже на Фестивале казахского кино, высокую оценку нашей работе дала Марина Влади, с ней ее познакомила французская актриса, режиссер Наташа Машкевич, сыгравшая у меня Сару, супругу героя Азиза Бейшеналиева. Кстати, Машкевич, как и дизайнер Александра Аронова, была на 20-й неделе беременности, когда прилетела на съемки в Казахстан. Наташа снимала Влади в коротком метре. Марина подметила, что фильм “Олма Джон” напомнил ей Высоцкого, Тарковского, Параджанова, и я являюсь истинной дочерью своего народа. Понравился фильм и Фолькеру Шлендорфу”.
“Это моя первая кинонаграда, и для меня очень знаменательно, что она присуждена в Италии, в стране классиков кино: Феллини, Антониони, Пазолини! Если говорить об итальянских операторах, то они любят, чтобы в кадре все было идеально выставлено - свет, композиция, золотое сечение, - не скрывает своей радости Искандер Нарымбетов. - Съемки заняли девять дней. Планировалась короткометражка, но в ходе подготовительного периода рождалась идея за идеей, и мы сняли полный метр. Натуру выбрали в поселке Бельбулак, нашли яблоневые сады, дом, построенный еще в советские годы, местами он разваливался, повсюду в нем ощущался недостаток мужской руки, это как раз подходило для нашей истории. Ведь когда в семье все хорошо, тогда и дом у людей выглядит хорошо, и наоборот. Мы хотели начать съемки в конце октября, но Виктории с Эрве пришлось срочно вылететь во Францию, и вернулись они через месяц, поэтому в картне появился голый заснеженный сад с яблоками на деревьях, чего изначально в замысле не было, мы привязывали яблоки к веточкам. Сад в фильме - это мистическое место для очищения героев. Снимая фильм, мы сами претерпели очищение... Картина снималась одной камерой, и, как всегда, я сам стоял за камерой. Когда ты сам выставляешь свет, выстраиваешь кадр, переводишь фокус, в нужный момент совершаешь движение камеры - это своего рода магия. Наиболее сложными выдались две ночные сцены, одна с участием Азиза, когда его герой возвращается домой, обходит двор, заходит в дом, берет спящую дочь на руки. Все это нужно было снять одним планом, с плеча, и чтобы никто не попал в кадр. Меня вели, свет лишь от луны и отражения окон. Эрве Шнэйд отлично все смонтировал, взяв лучшее из разных дублей. И сцена с Наташей, когда она одна обхватывает дерево, была непростая, пока мы готовились, сумерки сгустились и наступила ночь. Съемки переносить на следующий день не стали, помню, было всего три источника света, я попросил пиротехника подымить по ветру, и кадр получился мистический”. По признанию Искандера, он с детских лет часто ходил с отцом в кино на зарубежные и советские фильмы, вместе они смотрели телевизор и вели обсуждение. Ребенком он посещал киностудию “Казахфильм” и рано начал интересоваться работой кинооператоров. Кинообразование получил в Алма-Ате, выпускник мастерской Энуара Даулбаева, дипломной работой стал неигровой фильм об актрисе Наталье Аринбасаровой. На вопрос о том, бывал ли он в Италии, оператор ответил: “Да, в 2005 году проездом довелось побывать в Сан-Ремо, когда снимал два клипа одного казахстанского певца. Давно мечтаю посетить Рим”. А Виктория Якубова сообщила “НП”, что написала сценарий игрового фильма “Чинечитта”, события которого разворачиваются в Италии, и снимать его она бы хотела только с Искандером Нарымбетовым. Поэтому она попросила оператора посмотреть кое-какие картины европейских режиссеров, но в связи с карантином у Искандера сейчас цейтнот. “Супруга преподает в КИМЭП, сейчас ведет занятия онлайн, сыновья тоже учатся онлайн, а я дома отвечаю за техническое обеспечение. Еще у младшего сына тренировки по каратэ проходят онлайн, приходится контролировать и это”, - улыбается Искандер. |