|
Алима Унгарбаева
В гостях у светской хроники чиновник, бизнесмен, продюсер и просто хороший муж и отец Кыдырали Болманов. Конец уходящего года для этого человека стал более чем успешным: в семействе Каракат и Кыдырали родился второй сын, сбылась мечта нашего гостя - на своей родине под Жезказганом, в поселке Карсакпай, он построил мечеть, а также подписал контракт с известной звукозаписывающей компанией в Германии. За последние несколько лет альбомы группы “Улытау” вошли в 100 лучших альбомов мира и в лучшую пятерку инструментальных команд по версии журнала Play. В 2009 году группа “Улытау” во главе со своим продюсером уедет покорять Европу
- Какие еще новости у “Улытау”?
- Мы вышли на Европейский каталог шоу-бизнеса, и они предложили выпустить в этом году альбом в Германии. Дизайн разрабатывают они сами, и, что самое главное, они берут рекламную кампанию и все связанные с ней расходы на себя. Они заинтересовались “Улытау” всерьез, прилетали в Алматы, мы встречались с ними и обсудили все варианты. Согласовали выпуск альбома, его продвижение и рекламную кампанию. Мы сделаем несколько концертов по разным городам, естественно, самым крупным, таким, как Берлин, Кельн, Франкфурт. Всего будет около 6-7 городов.
- А какой репертуар “Улытау” будет представлен на концертах?
- Основной репертуар - это кюи Курмангазы, Казангапа, Таттимбета. Второе - мы играем мировую классику: Моцарта, Вивальди. В репертуаре есть все, потому что мы посещаем разные страны мира. Три инструмента нам позволяют играть все, что угодно.
- На Ваш взгляд, в последнее время возрос интерес к восточной музыке?
- Очень большой интерес, и мы знали еще лет 10 назад, что такой интерес появится. Я вспоминаю разговоры, когда возил Рахата Турлыханова в Москву на записи и съемки клипов. Тогда у меня было достаточно времени пообщаться с московскими продюсерами, и однажды на ужине зашел такой разговор, что в скором времени мир будет поворачиваться к Азии, именно к Востоку. Так как Запад достиг своего потолка, шоу-бизнес будет смотреть в сторону Азии.
Первым начал, я думаю, с Востока Стинг и сделал просто ошеломительный хит, который стал известен во всем мире. Следом начали петь в Москве и зарубежные группы, и RnB-группы, а затем уже появился Таркан. После весь его репертуар повторил Киркоров, затем “Блестящие” стали петь восточную музыку.
Я долго думал, какую группу мне создать. Мы живем в Казахстане, где восточная музыка другая, у нас такая степная музыка - ее не определишь ни к Востоку, ни к Европе, она своеобразная. Я долго думал и нашел ответ после того, как прослушал все произведения Курмангазы.
Я решил создать инструментальную группу. Потому что это музыка не исследована на сегодняшний день Западом, но скоро придет время, обязательно, и интерес, который сейчас постоянно проявляется, увеличится.
На концертах, которые проходили недавно в Иордании, Австрии, мы получали приглашения на большие фестивали, а сами концерты прошли просто на ура. Это говорит о том, что мой выбор был правильным, тем более, с репертуаром проблем нет никаких. Другое дело, что, пожив в Германии, подышав тем воздухом, пообщавшись с людьми, возможно, будем создавать другую музыку, но мы не должны потерять этнолицо. Если мы его потеряем, то потеряем весь шарм. Поэтому мы будем придерживаться стиля этно, однозначно.
- Стилистика костюмов не поменяется?
- Я заказал нашим талантливым стилистам, чтобы они придумали и предложили свои варианты костюмов для “Улытау”. Моим ребятам для Европы будет хватать двух-трех очень хорошо сделанных костюмов, ведь они, в основном, будут выступать на стадионах, а для этого нужны удобные и свободные наряды, поэтому сейчас мы над этим работаем. А для телевидения и ответственных концертов будет другая одежда.
- Как будет проходить рекламная кампания живых концертов?
- У них раскрутка альбома начинается с сингла, с одной вещи, которую мы будем раскручивать. И через нее подавать группу.
- Вы уже выбрали эту вещь?
- Мы выбрали эту вещь, я посоветовался по этому поводу с Толегеном Мухамеджановым. Буду опираться на мой предыдущий опыт. Когда я собирал группу “АБК”, а это был мой первый проект, тогда при выборе первой песни я знал, что она была написана лет 25 назад. То есть в ауле я сам ее пел под гитару, но, оказывается, ее в Шымкенте пел Медеу, в Караганде пел Ерлан, в Актау пел еще кто-то, то есть песня сама по себе была популярна, она успела разойтись.
“Тамшылар” была уже популярна, оставалось только снять красивый клип и подать ее вокально. И, в принципе, я не ошибся, мы попали в десятку. Мы получили приз как лучший проект, международные первые места и так далее.
Есть “Детство”, которое играет Енсепов, среди музыкальных произведений именно оно стало хитом, поэтому я попросил эту музыку, и мы сделали эту вещь синглом.
- Вы являетесь патриотом нашей страны, и группа “Улытау” пропагандирует Казахстан. Чем измеряется успех этого проекта? Кассовыми сборами или чем-то иным?
- Если взять, например, Японию или Францию, эти страны на должном уровне сохранили свою историю и культуру. То есть культура - это очень важно для всех стран, есть культура - будет все. Тем более эстрада - это массовая вещь, но в нашей стране не уделяется достаточного внимания эстраде. Таких мероприятий, как “Песня года”, у нас нет, мы пренебрегаем этой сферой, оставили на самовыживание. Но мы должны все систематизировать, потому что у эстрады поклонников много и мы можем ее использовать как средство продвижения идеологии. Именно поэтому я создал группу “Улытау”. В принципе, вложенные деньги отработаны еще в те времена, другой вопрос, что это не группа для развлечений, свадеб и корпоративных вечеров, она в основном приглашается, когда к нам приезжают гости из-за рубежа. Она специфична, ее надо слушать живьем, и это самое главное. Первая причина, почему мы сделали ее “живьем”, - мы наметили ее на зарубежье. Если группа будет работать под фанеру, она атрофируется, она не будет учитывать нюансы. Ребята сегодня репетируют по 4-5 раз в день.
- Кыдырали, это тяжело - идти годами к своей мечте?
- Нужно соблюдать свою стратегию. Об этом пишут многие российские продюсеры. То есть группа состоится, если будет чувствовать себя как одна семья. На сегодня я купил двум ребятам квартиры - Максиму и Ержану, остальные стоят в очереди. И в моих планах им всем сделать жизнь лучше. Если не котируется живая музыка, музыкантов становится мало. Я искал барабанщика и в Киргизии, и в Узбекистане, нашел все-таки в Бишкеке.
- А Вы, как продюсер, строгий или с Вами можно договориться?
- Конечно, можно. Я, наверное, со стороны похож на жесткого человека, тем не менее я очень гибкий.
- Вы продолжите совмещать работу на госслужбе и в группе “Улытау”?
- Сейчас у меня более-менее есть возможность заниматься группой. Хотя времени катастрофически не хватает, а продвижением надо заниматься каждый день. Обычно этим занимаются целые команды, а я один. Наш министр дал добро заниматься группой, потому что “Улытау” - это часть нашей культуры.
- Почему люди так активно идут на ваши концерты? Это влияние рекламы или интерес к нашей культуре?
- Это и то, и другое. Люди, которые никогда не слышали нас, приходят на концерт из любопытства, а потом музыка их завораживает, и они становятся поклонниками “Улытау”. Я могу рассказать подробнее, как это происходит.
К примеру, в Шотландии в рамках фестиваля я договорился сделать казахский вечер и сольный концерт “Улытау”, отдельный, живой. Туда мы пригласили всех желающих. Дело было в городе Абердин - нефтяной столице, естественно, пришли солидные, уважаемые люди города. Даже мэр присутствовал, и после выступления присутствующие полчаса аплодировали, а после концерта разбирали диски. После этого в Ирландии уже не было проблем с проведением сольного концерта.
Месяц назад ребята были в составе правительственной делегации в Монголии. Там состоялся правительственный концерт, присутствовал наш министр культуры, министр культуры Монголии. Они попросили провести сольный концерт “Улытау”. О выступлении они говорили шепотом, потому что боялись, что другие узнают и зал будет переполнен. И действительно, на следующий день зал был забит до отказа. Поэтому могу с уверенностью сказать, что к “Улытау” очень большой интерес, и это без масштабной рекламы.
- Нет ли у ребят звездной болезни?
- Я в них не сомневаюсь, это очень интеллигентные люди, они были такими, когда я их брал, и на сегодня они такими и остались. Потому что это настоящие музыканты, а чем талантливее музыкант, тем он скромнее. Люди, которые страдают этим вирусом, как мне кажется, закомплексованные. Моим ребятам это не грозит.
- Как Вы считаете, у Вас все получится? Я давно слежу за творчеством группы. Периодически вы куда-то собираетесь, но пока весомых результатов не видно. На этот раз все по-другому будет?
- Да, я много отвлекался от своего детища, в 2005 году мне предложили возглавить департамент культуры города Алматы. Этой работе я отдал почти 2,5 года, за это время успел записать всего лишь диск в Лос-Анджелесе и сделать презентацию в Москве. В прошлом году у меня было около 8 месяцев свободного времени, во время которого я занимался только “Улытау” и достиг очень хорошего результата. Сейчас идет масштабная работа. И результаты вы увидите обязательно. |