|
Зухра Табаева С 18 июля фильм режиссера, сценариста Адильхана Ержанова “Ночной бог” вышел в прокат, его можно посмотреть в кинотеатрах в Нур-Султане, Алматы, Таразе и Караганде. А сам режиссер готовится к запуску новой картины
- Адильхан, фильм “Ночной бог” показали в России, Франции, Индонезии, Канаде, дошел он и до нашего зрителя. Что расскажете о нем? - Для меня этот фильм, с одной стороны, очень интересный, с другой - очень сложный. Интересный - так как это в чистом виде эксперимент, полет фантазии, а сложность в том, что сюжет оказался достаточно абстрактным, чтобы напугать зрителя. Зритель вообще плохо относится к абстракции. Сейчас сам не уверен, получился у меня этот фильм или нет, но в одном уверен - я позволил себе абсолютную творческую свободу, а актеры, художник, оператор - вся команда в целом - создали блестящую работу. В главной роли снялся Баймурат Жуманов, он очень талантливый актер, эрудированный человек, искусствовед по образованию. И “Чума в ауле Каратас”, и “Ночной бог” сняты ночью, но в последнем отсутствует нарративность, повествовательность. Это было необходимо, чтобы лучше выразить мысль непостижимости реальности. Но в этом кроется и изъян, возможно, я перестарался (улыбается). - Сегодня мне посчастливилось побывать на репертиции одной из сцен вашей новой картины. Когда приступите к съемкам? - В начале августа мы запускаем новый кинопроект, который будет более зрительским, более жанровым, чем все мои предыдущие фильмы. Это road movie/дорожная история с вкраплениями боевика и местами комедии. Для меня это совершенно новый этап, хочу снять что-то на грани поэтического фильма и очень жанрового, оставляя при этом фундамент авторского кино. Оператором-постановщиком будет Еркинбек Птыралиев. (Мне довелось застать на репетиции Арслана Акубаева и Тулегена Байтукенова. К слову, Байтукенов на днях на полгода улетает в США, в Калифорнию, где собирается снимать документальный фильм об индейцах.)
|
Серик Абишев, Адильхан Ержанов, Еркинбек Птыралиев
|
- В прошлом году на I Международном Almaty Film Festival вы с Сериком Абишевым победили в питчинге с проектом “Куандык”. Какова его судьба? - Фильм снят, теперь он называется “Черный, черный человек”. Это история следователя, который расследует убийство ребенка в далеком округе. Постепенно он из предвзятого и местами ленивого полицейского превращается в настоящего героя, истинного служителя закона. Такая немного патетическая история, но моя задача была в том, чтобы рассказать ее максимально честно и без лишней патетики. Оператором-постановщиком выступил Айдар Шарипов. (Напомним, ранее он снял фильм Адильхана Ержанова “Ласковое безразличие мира”, который на I Almaty Film Festival получил специальный приз жюри “За операторское искусство и работу художника-постановщика”.) Осенью состоится мировая премьера фильма “Черный, черный человек”. В главных ролях - Данияр Алшинов и Динара Бактыбаева. Позже мы сняли фильм “Бой Атбая”, в котором вы также увидите Данияра и Динару, продюсер этого кинопроекта - Асель Садвакасова. - В прошлом году в столице гостем кинофестиваля “Евразия” был Эмир Кустурица. На вопрос о том, какие казахские картины ему известны, он назвал вашу работу “Хозяева”, сообщил, что вы проводили мастер-класс в его кинематографической деревне. - Да, ему понравился фильм “Хозяева”, он пригласил меня с ним на свой кинофестиваль. Это было приятно, так как я тоже очень люблю фильмы Кустурицы. У меня нет опыта преподавания, я подготовил мастер-класс и выступил, стараясь не наскучить аудитории. - Вы один из лидеров партизанского кино в Казахстане. Сейчас продолжаете снимать партизанское кино? - Не я один, Аскар Узабаев предложил применить этот термин. Я уже не имею права говорить, что снимаю партизанское кино, так как теперь работаю с бюджетом, хотя и с небольшим. По содержанию мое кино остается партизанским, ведь я снимаю сюжеты, которые мне интересны, истории, в которые я верю, где есть наше общество, саморазрушающиеся герои. То есть это не гладкие картины. - Ранее вы снимали в фильмах своих племянников, в итоге на Ерболата Ержанова обратили внимание другие режиссеры. - Больше я не снимаю родственников (улыбается). Я снял Ерболата в главной роли в фильме “Хозяева”, так как он подходил по возрасту, другого такого мы не нашли. Потом он снялся у Серика Абишева и затем пошел своим путем. - Какие-нибудь из ваших картин дошли до телеэкрана? - “Риэлтор”, “Строители”, и я очень этому рад, надеюсь, что фильм “Ласковое безразличие мира” тоже покажут. - Ваш педагог по Жургеновке, режиссер Дамир Манабай, гордится вашими достижениями, как и успехами Эмира Байгазина. - Во время учебы его любимчиком был Жасулан Пошанов, из него вырос хороший режиссер. (Кстати, Пошанов снял фильм “Шлагбаум”, который завоевал не одну кинонаграду, включая приз Еркебулану Дайырову за лучшую мужскую роль на Московском международном кинофестивале; сценарий этой картины Адильхан с Жасуланом писали вместе.) Дамир Манабай давал нам не только ценные советы, но и предоставлял свободу - это дало свои плоды. - Со студенческой скамьи вы дружите с Сериком Абишевым и вместе снимаете кино. Противоречия между вами бывают? - Еще какие! Серик часто меня критикует, иногда поддерживает, порой останавливает, и я всегда прислушиваюсь к нему. И это хорошо, так как Серик помогает мне не сбиться с пути, не зазнаваться, а осознать свои ошибки, слабые места и понять, что я что-то делаю не так. |