Эльвира Сыздыкова На днях экраны казахстанских кинотеатров познакомили зрителя с лентой “Досье тамады” - многожанровой остросюжетной картиной, реализованной при участии именитого актерского состава. А на предпоказе подробностями съемочного процесса поделились создатели фильма - режиссер и сценарист Бейбарс Джуманиязов и оператор-постановщик Александр Рубанов
“Досье тамады” - это история возмездия, ждавшего своего воплощения долгие годы. И о том, как эта разрушительная сила, наконец, поражает виновных, собравшихся отметить 50-летие друга. Для Бейбарса Джуманиязова “Досье тамады” - первая работа, для которой он примерил на себя роль режиссера-постановщика. Ранее сочинял сценарии к многочисленным отечественным кинокартинам и сериалам. В “Досье тамады” как вернулся к привычным сценаристским обязанностям, так и прикинул на себя новые - режиссерские.
На пресс-показе режиссер поделился, как и под влиянием каких совпадений менялось название картины. Изначально она представала под именем “Сарабанда”, но после того, как стало понятно естественное созвучие с последней работой шведского режиссера Ингмара Бергмана, Бейбарс Джуманиязов, по собственному признанию, постеснялся оставлять этот тайтл. “Досье тамады” отсняли в рекордные сроки. В этом создатели видят силу профессионализма звездного каста кинокартины. А в нем можно обнаружить таких светил киноиндустрии, как Венера Нигматулина, Гани Кулжанов, Адил Есенбулатов, Анастасия Темкина, подаривших полюбившихся персонажей легендарного сериала 90-х “Перекресток”. О том, как родился сюжет фильма, о работе с актерами и с Бейбарсом Джуманиязовым беседовал корреспондент “НП”. - Как и с чего началась задумка “Досье тамады”? - Я пишу сценарии для сериалов, документальных фильмов. В прошлом году меня попросили написать комедию, над которой я уже начал работать, но из-за финансовых проблем проект закрылся. А так как сценаристу, если запал появляется, уже не остановиться, даже если заказ отменяется, я и дописал комедию. После приступил к следующей, только уже с задумкой самому реализовать ее. Но потом в какой-то момент захотелось написать драму, и я набросал короткий синопсис. Написал его и забыл.
Вернуться к забытому, как признается Бейбарс Джуманиязов, вынудила потрясшая сценариста случайная новость о человеке, завершившем свой юбилей в висельной петле. “Я тогда почувствовал, что это знак. И это стало основным толчком для создания фильма”, - добавляет режиссер. - В фильме вы показали глубоких, очень сложных с драматической точки зрения персонажей. Вы как-то помогали актерам вживаться в эти роли? - Были подготовительные работы, конечно. Но хочу сказать, что актеры у нас профессиональные - “золотой” состав казахстанского кино. Поэтому в какой-то мере от них было больше помощи в мою сторону как режиссера-дебютанта, нежели в их - от меня. Все это учитывалось, и на паритетных основах мы создали картину. - Что для вас оказалось самым приятным в съемочном процессе? - Когда погода совпадала с планами, когда совпадали технические характеристики, когда с одного-двух дублей снималась сцена. В целом я допускаю, что для меня как для режиссера-новичка весь процесс стал достаточно приятным. А об изобразительности, о символических цветовых решениях, которыми пронизана вся картина, корреспондент “НП” говорил с оператором-постановщиком “Досье тамады” Александром Рубановым. Как делится Рубанов, картинка в ленте намеренно мрачная. Это сделали с целью создания безрадостной атмосферы, погружения в мир ощущений главного героя. Все цветовые решения тщательно продуманы, на не случайных вещах сделаны акценты. Оператор вспоминает, что картина в процессе создания пережила некоторые изменения. Если поначалу по задумке один из центральных персонажей всегда присутствует в кадре, то в результате от этой идеи пришлось отказаться, так как, по признанию Александра Рубанова, такой прием перетягивал не в ту сторону повествование. Но, впрочем, как подытоживает оператор “Досье тамады”, не подтвердив ни одной теории корреспондента, решать, что значило то или иное визуальное и сюжетное решение, неизменно зрителю. |