Лаура Барлыбаева Вроде бы все живут люди как люди, но как так получается, что один из нас - гений? Он знает столько же букв, нот, цветов радуги; так же, как и мы, на все имеет 24 часа в сутки. “Человек-праздник. Человек-загадка” - так за глаза называют Булата Аюханова. Каждый человек - мир! Если он еще и художник, то становится творцом миров
Вот и на этот раз Булат Газизович удивил алматинскую публику премьерой балетной оперы “Пиковая дама” на музыку Петра Ильича Чайковского. Удивил по-настоящему, создав свой, аюхановский, синтез вокала и танца в его единстве и взаимосвязи. Благодаря этому симбиозу талантливый организатор и балетный реформатор предоставил редкую возможность современному зрителю услышать голоса легендарных певцов Владимира Атлантова, Тамары Милашкиной, Елены Образцовой - эталонов оперного искусства. В его душе уже давно зрела мысль о создании творения, способного показать всю мощь его таланта. “Творчество дает шанс перешагнуть себя. Я знаю, о чем хочу сказать. Я вижу музыку, а движение рождается в музыке. Музыка должна танцевать, увлекая зрителей”, - говорит Булат Газизович. Движения приходят как слова, которыми объясняются люди, в них главное - мысль. Его хореография - лишь средство, лишь возможность выразить то, что накоплено душой в житейских борениях.
После насыщенных гастролей прошлого года по городам Казахстана - Уральску, Петропавловску, Актюбинску, Караганде - с 3-4 премьерами Государственный академический театр танца РК приступил к воплощению в жизнь балетной оперы “Пиковая дама”. Работали до изнеможения, стирая ноги в кровь. Педагоги-репетиторы Галина Михалева - заслуженная артистка РК, Айтолкын Тургинбаева, Галия Тлесбаева и главный балетмейстер театра Гульфида Гафурова - заслуженный деятель РК старались довести до филигранности каждое па. Вот почему блистательный театр балета под руководством Б.Г. Аюханова можно назвать грацией души и поэзией тела. Это сплоченный коллектив единомышленников, где каждый исполнитель - солист, лучший среди первых, единственный и неповторимый. Это ни с кем не сравнимый танцевальный почерк задушевной лирики Гульнар Камаловой, нежная трогательность Жанар Кушербаевой, импульсивная характерность Дияра Акенева, величественная грация Анны Бурловой и многоликое перевоплощение Марата Оралбаева. Каждый из них достоин восхищения. В них Булат Аюханов видит свое отражение. Потому что сценический успех можно оплачивать только собственной жизнью, сжигая себя на сцене! Главная интрига авторской постановки Б.Г. Аюханова, в отличие от либретто Модеста Чайковского - брата великого композитора, поджидала в самом конце двухактного действия. Но об этом узнал лишь тот, кому посчастливилось попасть на премьеру “Пиковой дамы”. Скажу одно: подобно солнечному, жизнеутверждающему характеру Булата Газизовича в балетной опере не было ни крови, ни насилия, ни убийства. Этические задачи, поставленные мастером, актуальны и в наше время. Все искусство так или иначе отражает жизнь общества, и там, где разгорается пламя сердца и богатства духа, не может быть речи об агрессии и вражде. Пусть премьера балетной оперы “Пиковая дама” послужит неиссякаемым источником эстетических впечатлений и умножит обожание бесчисленных поклонников творчества Булата Аюханова и его театра. Пусть это творение заставит задуматься и воистину послужит очищающим факелом мироздания! |