|
Алина Сарсенова Если зайти в интернет и в поисковике набрать “Алишер Сулейменов”, то вы получите необычный результат, ведь о нем пишут как о режиссере, сценаристе, актере, композиторе, и список не заканчивается. В этот момент любой задумается, кто же на самом деле этот человек и чем он все-таки занимается. Разве у обычного человека бывает, как у Многорукого Шивы, столько сил и времени на все это? Ответ: да, если это Алишер Сулейменов. Именно он снял короткометражный фильм “Птица”, который получил признание и награды кинофестивалей, он - тот самый человек, который основал первую телепродюсерскую службу в Казахстане, организатор премии “Алтын Жулдыз”, лауреат Государственной премии молодежи Республики Казахстан, академик академии кинематографических искусств и наук Казахстана, академии журналистики Казахстана, член Союза кинематографистов, Союза журналистов РК. Его вы видели в полюбившихся фильмах “Третья сторона медали”, “Дон Кихот моего детства”, “Жил-был капитан” . Так кто же на самом деле Алишер Сулейменов и чем занимается сейчас, об этом мы узнали из первых рук
- Расскажите о своем новом проекте, почему вы сняли фильм именно в жанре фэнтези? - Я убежден, что киноиндустрия Казахстана сейчас находится в активной фазе развития. Кино, как искусство, не имеет никаких границ: ни государственных, ни расовых, в каждом народе есть особый культурный код, и мы сейчас списываем в эту общую мозаику свое абсолютно неповторимое, уникальное лицо. В кино много жанров, есть те, что в тренде сейчас. Что же касается огромного, очень интересного, разнопланового, “разностилевого” пространства жанра фэнтези, то он дошел и до Казахстана. И мы тоже решили попытаться. Причина проста - я с детства люблю сказки, вот и решил снять сказку для взрослых. “Облако на крыше” - сказка “с городским оттенком”, первая часть трилогии, вводная часть, так как мы мечтаем снять вторую часть, она будет называться “Облако огня”, также задумали третью - “Облако света”, но это будет зависеть от зрителя. Если нашу картину полюбят, если у нас появится свое “комьюнити”, мы будем продолжать снимать.
- Почему вы решили снимать именно в жанре фэнтези? - В жанре фэнтези есть поджанр, называется urban fantasy, то есть городская сказка. Ведь люди сейчас концентрируются в больших мегаполисах, даже сельское хозяйство сейчас автоматизируется. Поэтому совершенно естественно, что такая история случилась в Алматы, а у нас на самом деле сказочный город. Я считаю, что сказка настолько присутствует в реальности, насколько ты веришь, придаешь этому значение. Альберт Эйнштейн сказал, что мир можно представлять в виде абсолютного хаоса либо абсолютного чуда, выбирайте сами, а в нашем фильме жизнь - это абсолютное чудо. Сказки дают возможность побыть в другой реальности, может быть, ассоциировать себя с персонажами, сбежать от бытовой суеты. В то же время - это возможность о чем-то задуматься, а мы попытались вложить определенные мысли и чувства, то есть то, что мы хотим сказать зрителю, в сказочную форму. Как это у нас получилось? Сейчас я не могу объективно посмотреть на фильм, может быть, через год я точно скажу, получилось или нет. Но, судя по реакции на трейлер и на историю, у наших потенциальных зрителей большой интерес, они ждут этот фильм. - Это ваш первый такого рода проект? - Да, это мой первый полнометражный фильм. До этого я снял два короткометражных фильма. “Птица” - фильм, снятый в 1990 году, получил довольно хороший экран - центральное телевидение, а также призы в Киеве, Москве и Ташкенте (1-я премия Международного кинофестиваля “Молодiст” (Украина), дипломы кинофестивалей Москвы и Ташкента. - Прим. авт.), после этого спустя двадцать пять лет я вернулся в кинематограф и снял “Луна любит Солнце”, который попал во внеконкурсную программу “Уголок короткометражного фильма” 68-го Каннского международного кинофестиваля, были очень хорошие отзывы. А насчет “Облака на крыше”, хочу сказать словами Чингисхана: “Боишься - не делай, делаешь - не бойся, сделал - не сожалей”. Человек слабый и зависимый живет тем, что о нем говорят другие, а человек свободный живет тем, что он думает. Для нашей съемочной группы и для меня этот фильм, конечно же, самовыражение, реализация наших фантазий и мечтаний. В жанре урбан-фэнтези мы первые, но рано или поздно этот процесс должен был начаться. - Давайте поговорим о вас как о личности, с чего все началось? - Я закончил ВГИК в Москве, в кино с семи лет, с легендарного фильма “Кулагер”, сценарий к которому написал мой покойный отец - писатель Аскар Сулейменов, который был мостом между казахскоязычной и русскоязычной интеллигенцией. Моя мама тоже творческий человек - Алтыншаш Джаганова, она драматург, критик, издатель журналов, общественный деятель. Мы с детства были в кино, и за нашим большим овальным столом собирались уникальные люди, такие как Мукагали Макатаев, Нургиса Тлендиев и другие. Я рос в глубокой творческой атмосфере. Когда я учился во ВГИКе, на факультете сценарного мастерства, преподавали Никита Михалков, Виктор Мережко. После этого я приехал на киностудию и снял короткометражный дебют, затем выступил автором сценария фильма “Айналайын”, пара-тройка актерских ролей была, а затем в 90-е у нас кино закрыли, висел амбарный замок. И мне пришлось заняться другими вещами. Я выпустил более 25 телевизионных проектов, собрал первую продюсерскую телевизионную службу в Казахстане, вел разные ток-шоу на двух языках - казахском и русском. Также продюсировал 100-летие нефти, 1500-летие Туркестана, поработал пресс-секретарем партии “Отан”. У меня четырнадцать профессий, можно сказать, что я отслужил свое и вернулся в кино. - Как вы предпочитаете отдыхать? - Все очень просто: выбери себе любимую работу и всю жизнь не будешь работать. В итоге человек возвращается к своим мечтам, если им не изменять - это и есть предназначение. Важно найти сначала себя, а потом то, чем заниматься на этой планете. У меня вечный рабочий день и вечный выходной одновременно. Я встаю рано, ложусь поздно, иногда встаю поздно, ложусь рано. У меня много мечтаний, проектов, идей, несколько сценариев, а каждая идея фильма или сценарий - мои дети. И я их взращиваю, вот “Облако на крыше” выросло, а остальные подрастают. Но если я чувствую, что мне нужен отдых, я просто ничего не делаю. Хожу по двору, гуляю в городе, куда-то еду и просто прекрасно провожу время, главное - с благодарностью. - Что вам нужно для счастья? - Мне лично для счастья нужно крепкое здоровье родных и свое, благополучие, крепость веры и огромная благодарность за каждый солнечный день. А режиссеру нужно хорошее чувство юмора, побольше денег для реализации проектов - нужно просто очень любить кино, чтобы его снимать. “Облако на крыше” - это уже реализованный пример государственно-частного партнерства. Я признателен Министерству культуры за помощь, надеюсь, что это сотрудничество продолжится. Планы масштабные, следующую часть мы планируем снимать в Дубае, Москве, Астане, Алматы, Нью-Йорке, но что из этого получится, я пока не знаю. - Какое место вы хотели бы посетить? - Я никогда не был в Аркалыке - был на всех континентах, но, к своему стыду, посетил не все города Казахстана. У нас очень интересная страна. Я семь лет прожил в Астане и вижу, как развивается город, становится передовым, современным мегаполисом. - Какое ваше любимое блюдо? - Я умею готовить несколько блюд, но одно отмечу. Я умею делать очень вкусный рыбный суп, его можно готовить из семги и из осетра, но сначала примерно минут 40-45 я варю овощной бульон, у меня есть особый рецепт, который я не буду раскрывать, но скажу, что для приготовления этого блюда нужно два часа. Как-то у меня гостили коллеги из Грузии, они три дня просили, чтобы я готовил этот суп, и три дня с удовольствием его ели. - Как вы поддерживаете форму, занимаетесь ли спортом? - Если бы профессиональный спорт был полезен для здоровья, умные люди не слазили бы с турника. Я стараюсь поддерживать форму, иногда посещаю спортзал, люблю плавать в бассейне. В юности занимался спортом, у меня даже есть серебряная медаль чемпионата Алматы по стрельбе из лука, увлекался единоборствами, велоспортом. Кроме того, я служил в Советской армии. - Каковы ваши предпочтения в одежде? - В одежде у меня нет никаких приоритетов, никаких брендов. Но я много лет остаюсь верен слогану Denim forever, то есть у меня есть куча джинсовой одежды, она очень функциональна, демократична, удобна. Конечно же, у меня есть классика: костюмы, рубашки, галстуки, пара смокингов. Мне нравится свободный New Grange, это даже не casual. Есть вещи, которые сшиты с душой, у меня есть спортивные ботинки, которым 18 лет, и с ними ничего не происходит. Что касается казахстанских дизайнеров, то у меня мечта, чтобы Андрей Ткаченко (Andres) сшил мне английский костюм, мы с ним уже об этом договорились, но я ему поставил условие: классический костюм должен быть из денима. |