|
Алина Сарсенова Мы встретились с маэстро Муратом Бекмухамедовичем Серкебаевым и его звездной дочерью в репетиционном зале Дворца Республики, в котором хоть в тот момент никто не играл, но стояла атмосфера творчества, ведь стены этого здания впитывают самую красивую музыку в мире. Мурат Бекмухамедович и Жамиля - две противоположности, он серьезный, как суровое Северное море, а она милая и приветливая, как теплое Средиземное, но оба - мировые величины, без которых невозможно представить Алматы, Казахстан да и вообще музыку. Перед тем, как мы начали разговор, Мурат Бекмухамедович признался, что не любит давать интервью, а тем более говорить о личном, но на деле он оказался великолепным рассказчиком, а когда маэстро заговорил о дочери, его лицо засветилось и строгий взгляд на мгновение потеплел. Жамиля, наоборот, с удовольствием позирует фотографу, на все вопросы отвечает с улыбкой, своим позитивом она смягчает строгость отца. Во время беседы мы узнали, как воспитать звезду, какой это колоссальный труд - учиться играть на музыкальном инструменте, и что теряет, а что приобретает ребенок, являющийся частью творческой династии, которую Мурат Бекмухамедович в шутку назвал “мафией”
- Мурат Бекмухамедович, каково это - быть частью известной династии Серкебаевых? - На первое место ставлю труд, об этом я никогда не задумывался. Я себя не ощущаю какой-то величиной, конечно, всю жизнь учился музыке: консерватория, аспирантура. Я скрипач, но волей судьбы получилось так, что перешел на тренерскую работу, то есть на дирижерскую, это было примерно в 1975 году. Я руковожу своим оркестром 40 лет, но у меня нет ощущения, что я какое-то значимое лицо. Все, что чувствую, передается через мой труд, прежде всего я работаю. И если это кому-то интересно, если я приношу своей стране дивиденды, положительные эмоции, то это замечательно. Судя по тому, как нас любят слушатели, могу сказать, что наша музыка нужна для воспитания подрастающего поколения, для того, чтобы классическая музыка не исчезала, а наоборот, торжествовала, развивалась, пропагандировалась. Это и исполнительское мастерство, и мировая классика, и музыка наших казахстанских авторов, и казахская народная музыка.
- Как вы реагируете, когда вас узнают на улице? - Все узнают не меня, а мою дочь. Когда мы вместе где-то появляемся, то я стараюсь прятаться за ее спину (улыбается). Ведь она кроме того, что занимается серьезной академической музыкой, еще и часть нашего шоу-бизнеса. Сейчас ей сложно, ведь процветает самодеятельность, то есть популярны те, кто музыке не учился. Жамиля: Хочется много работать, быть востребованной, кроме того, хочется, чтобы Концертный оркестр акима г. Алматы гастролировал. А в нашей стране профессиональная музыкальная культура немного ослабевает, нас, музыкантов, это расстраивает, ведь идет обычная работа, а фестивалей, поездок сейчас недостаточно. Музыкантам ведь нужен стимул, мотивация. - Мурат Бекмухамедович, вы гордитесь дочерью? - Конечно. Жамилю я иногда критикую, но критика у меня здоровая. Она ее, правда, не всегда воспринимает. - Почему вы захотели, чтобы Жамиля занималась скрипкой? - Когда мы со старшим братом Ермеком, великим певцом, были маленькие, то наши родители отдали нас в музыкальную школу по классу скрипки. Чему мы выучились, то и решили передать своим детям. Я ее первый и последний педагог, конечно, она училась и у других преподавателей. Кстати, я мечтал из внука сделать пианиста, но он не захотел. Я ведь преподавал в музыкальном училище, был преподавателем по классу скрипки в консерватории имени Курмангазы, у меня большой педагогический опыт. Были времена, когда я отошел от этого, занимаясь оркестром. - Жамиля, а вы никогда не думали о смене профессии? - Нет. Я училась в школе имени Байсеитовой, в специализированной музыкальной, и доучившись до 7-8 класса, уже не представляла, что буду, например математиком или бухгалтером. - Жамиля, у Мурата Бекмухамедовича всегда хватало времени на вас? - Я никогда не ощущала, что мне его не хватает, потому что папа всегда был дома. Он очень хороший семьянин, домашний. Мои родители для меня - это идеал семьи. Мы и сейчас собираемся всей семьей, иногда что-то обсуждаем, концерты, выступления, критикуем. Советы папа дает уже своему внуку. - Мурат Бекмухамедович, вы, как преподаватель, относились к ней субъективно, ведь она ваша дочь? - Субъективно может относиться чужой человек или тот, кто мало что в этом понимает, а я всю жизнь занимался музыкой и знаю, на что обращать внимание. Она не обижается, воспринимает критику нормально, я, конечно же, не злоупотребляю, тем более Жамиля уже взрослый человек. Но тем не менее со стороны нас всегда должен кто-то поправлять. Конечно, сладко слушать похвалу, но если профессионал говорит о недостатках, к этому нужно прислушаться. Если же критикуют дилетанты, то на это обижаться не нужно. Жамиля: Вначале мне было сложно, ведь папа был моим преподавателем. Он стукал меня смычком по голове (смеется). Это физически не больно, но очень больно морально, ведь он выхватывал у меня смычок, а я в этот момент хотела играть. Когда ты ребенок, ты протестуешь, ведь дети всегда показывают свой характер, индивидуальность. Вообще папа меня не наказывал, но лишний раз не отпускал на улицу, пока не позанимаюсь. Мурат Бекмухамедович: Да, я стукал ее смычком по голове, выхватывал его у нее, когда она неправильно играла. Я не могу сказать, что был слишком строгим, но и не скажу, что был мягким. Да, мы ее заставляли. Все дети, которые начинают учиться музыке, сначала не хотят учиться, ведь это отнимает детство, когда родители отдают еще и в музыкальную школу. А процесс обучения не очень-то приятный, особенно в начале пути. У кого-то желание заниматься пробуждается позже, у кого-то раньше. У Жамили появилось желание только в 8-м классе, а до этого все было из-под палки. Я не жалею об этом. - То есть дети из творческих династий обязаны продолжать дело? - Нет, это не безвыходное положение. Но родителям, которые сами являются музыкантами, легче направить своего отпрыска в нужное русло. То, что было пройдено с педагогом, можно проконтролировать дома, сделать какие-то дополнения. Это профессиональная помощь, а не просто “пили да пили”. Когда я учился игре на скрипке, мама приводила меня к старшему брату Ермеку (он когда-то на скрипке учился тоже), мы разучивали упражнения, и когда что-то не получалось, он меня ругал. Были и слезы. - Жамиля, а папа вас брал с собой на концерты, когда вы были маленькой? - Постоянно. Часто я была на репетициях, на радио, на телевидении. Я была совсем маленькая, еще даже в школе не училась. Папа репетирует или записывает, и я с ним. Ходила и на папины концерты, и на спектакли дяди. Я очень хорошо помню оперные спектакли: “Пиковая дама”, “Травиата”, “Севильский цирюльник”, “Абай”, “Кыз Жибек”, “Евгений Онегин”, “Дон Жуан”, где в заглавных партиях был занят мой дядя Ермек. Мне врезался в память его грим, ведь мы заходили за кулисы, я видела, как создают образ героя оперы. Конечно, видела и из-за кулис, и в зале. Но, как музыкант, хочу сказать, что в зале лучше, ведь за кулисами звук искажен. - Был ли случай, когда папа оказался для вас спасителем? - Папа всегда помогает во всем - в быту, в доме, в ЦОН поехать если нужно, то тоже папа. Он говорит: “Я вечный ЦОН” (смеется), по аналогичному звучанию фильма “Вечный зов”. Все дороги ведут в ЦОН, документы, да и вообще любые бумаги. А я ЦОНа боюсь как огня. Самые сложные вопросы - и дома, и мои - решает папа. А я очень привязана к дому, наверное, поэтому не осталась жить в Европе. Я люблю свою семью, свой город. Я единственный ребенок, меня всегда тянуло к родным. По-своему избалована, но в то же время меня сильно не баловали. На машине к школе не подвозили, я ездила на автобусе - в одной руке скрипка, в другой - авоська с формой для физкультуры, за спиной ранец. - Вы ищете спутника жизни, похожего на отца? - Сложно найти такого человека. Практически невозможно. Может быть, поэтому у меня и не получилось до сегодняшнего момента найти нужного человека, на которого можно полностью положиться, довериться ему. Я не знаю, посчастливится ли мне, чтобы он был похож на моего отца хотя бы на 30 процентов”. - Мурат Бекмухамедович, как вы считаете, Жамиля похожа на вас? - Она похожа на меня и внешне, и характер у нее такой же скверный, как у меня. Но люди об этом не знают. Есть такое выражение: “Семейная жизнь хороша тем, что ее мало кто видит”. А со стороны люди говорят, что мы похожи. |