|
Алима Унгарбаева
В вокресенье Алматы празднует День города. Потеряв статус официальной столицы страны, он остался культурной и светской столицей Казахстана. В преддверии праздника звезды признавались в любви родному городу
Бахытжан Джумадилов: “Мы с Вами как раз находимся там, где начинается место, названное “алматинским Бродвеем”. Вот, справа от меня, кафе “Театралка”, слева - ЦГ (центральный гастроном) и гостиница “Алма-Ата”. И вот между ними, на углу, где сейчас высотный дом, находился Театр юного зрителя - ТЮЗ.
И когда мы друг другу задавали место встречи, всегда говорили: ну что, в 7 у ТЮЗа под часами? Это было вот здесь. И в 7 часов у ТЮЗа начинал собираться весь творческий, молодежный бомонд Алма-Аты. Вы даже не представляете, насколько здесь было много народу! Протиснуться невозможно было. Поэтому некоторые, уже встретив своих друзей, уходили сюда, в скверик у “театралки”. Этого фонтана здесь раньше не было, и вот на этих скамеечках мы сидели, играли на гитарах, кто-то танцевал, кто-то пел, кто-то немножко выпивал, уж надо правду говорить.
Потому что Центральный гастроном рядом, в нескольких метрах, все бегали туда и обратно. Ниже ТЮЗа был цветочный сквер - в сторону консерватории. И эти скамейки все были заняты молодежью. То есть это был центр, где собиралась вся молодежная тусовка Алма-Аты.
Сейчас почему-то такого нет. Вот у нас есть алматинский Арбат возле ЦУМа, но он такой роли, как играл наш алматинский Бродвей, уже не играет. Я не знаю, почему. Видимо, это время было такое, 60-е годы, первые оттепели.
Именно здесь собирались будущие поэты, писатели. Олжас Сулейменов начинал здесь свои первые стихи писать. Мухтар Шаханов первые стихи здесь читал. Да и наши первые аккорды на гитарах, тогда еще семиструнных гитарах мы брали именно здесь, на нашем Бродвее. Где-то в 65-м году он начал терять свою значимость, но только чисто географически. В сердцах у нас он так и остался, как и был, нашим Бродвеем”.
Роза Рымбаева: “Для меня самое важное место с первого дня приезда в Алматы - это Дворец Республики. Потому что меня прослушивали впервые на большой сцене именно во Дворце. Сидела комиссия, я вышла на эту огромную сцену. До этого я жила в Семипалатинске и, конечно, такой большой сцены я не видела. И для меня это был самый ответственный момент.
После этого меня пригласили петь в ансамбле “Гульдер”. С тех пор уже 32 года я выхожу на эту сцену. Для меня это самая высшая сцена в Казахстане. Потому что Дворец Республики, само название говорит об этом, это очень ответственный, самый большой зал, где проходят многие и многие концерты мировых звезд, поп-звезд. Естественно, и наши концерты. Кто поет на этой сцене и собирает полный зал - уже считается состоявшимся артистом.
Я считаю, что самые счастливые творческие экзамены я выдержала на этой сцене.
Возле Оперного театра, в кафе “Акку” были места встреч популярных музыкантов, артистов. И сам Оперный театр - все звезды оперы тоже всегда прогуливались в этих скверах, сидели на этих лавочках. Всегда, проходя мимо, кого-нибудь встретишь, какую-нибудь звезду - оперную или балета. Или музыкантов вечером возле кафешки “Акку”, где плавали два лебедя.
Все песни тех лет, какие я пела, становились сразу популярными. Это песни Байтерекова, Паулса, Пахмутовой, это песни ретро, они звучат и сейчас. Я их пела тогда, пою и сейчас, спустя 30 лет”.
Нина Русланова: “Алма-Ата, у меня такое ощущение - очень красивый домашний городок. По сравнению со столицей Астаной. Алма-Ата - такой дачный городок, а Астана - такая представительная, уже с этими новыми зданиями, с этими стеклами, с бетоном, что я не очень люблю.
Я снималась здесь в фильме “Ее имя - весна”. Был такой Искандер Хамраев, режиссер “Ленфильма”. И мы сюда приехали в экспедицию. Талгат Нигматуллин был в главной роли. Очень симпатичный парень.
А еще мы были здесь на гастролях с театром имени Вахтангова, потом мы ездили с антрепризой. В 2005 году мне, к сожалению, не удалось съездить на кинофестиваль “Евразия”. Но Кира Муратова мне привезла статуэтку оттуда за роль в фильме “Настройщик”. Вместе с деньгами. Организаторы оказались небедными. Вообще, мне показалось, что Алма-Ата сейчас совсем другая, нежели раньше была.
Когда я была впервые в этом городе, мы зашли в чайхану на рынке. И помню: такая маленькая чайхана, и висели портреты членов правительства. И мы ели лагман. Лагман - это просто что-то. Как ни странно, я пробовала его на рынке, в маленькой забегаловке, но это так вкусно, что я просто до сих пор даже ощущаю этот вкус. А еще бесбармак. Даже в такой забегаловке страшной, но очень вкусно и, как ни странно, очень чисто. Так что я люблю Алма-Ату очень.
Я вас целую! Алма-Ата, привет!”
Сагнай Абдуллин: “Первые мои фотографии в осознанном возрасте, когда я был еще маленьким, но уже мог сам стоять, ходить, видимо, что-то говорил, первые мои фотографии были сделаны именно здесь - возле Оперного театра, вот на этой лужаечке.
В любом районе города было место, где собирались друзья и те люди, которые жили именно в этом районе. Они как-то контролировали его. Это были Дерибас, такой район, до сих пор он, по-моему, есть, Угольная база и другие районы Алма-Аты.
У нас - центр Алматы, мы собирались либо здесь, либо возле здания правительства, либо возле ресторана “Алма-Ата”, попозже уже, когда повзрослели.
Вообще этот район назывался “бермудским треугольником”. Я не знаю почему, видимо, когда сюда попадаешь, тебя куда-то засасывает.
Я думаю, многие выстояли и стали нормальными людьми благодаря тому, что у нас был какой-то единый дух, у нас была определенная цель наших сборов. Мы собирались, чтобы петь песни. Мы были кто из артистической семьи, кто просто любил музыку. К нам приходили ребята, которые жили в других районах. Мы здесь ухаживали за девушками. Мы здесь общались, делились какими-то новостями.
Я думаю, что в любом городе есть такая необходимость общения людей. Особенно молодых, когда происходит твое становление. Когда ты что-то узнаешь, ты себя в этой жизни как-то определяешь. Без этого нельзя.
Конечно, город меняется, он не может не меняться. Города все время молодеют. А мы - люди, у нас такая тенденция, мы взрослеем, стареем. А города, благодаря тем же людям, они молодеют. Поскольку вырастают новые здания, город хорошеет. Вот фонтан, который долгие годы молчал, а теперь он работает.
Самыми любимыми в нашем репертуаре были песни ансамбля “Битлз”. В ту пору был как раз расцвет этой группы. Она была несколько запрещена у нас одно время, нам говорили, что это западная пропаганда, что они не о том поют, о чем нужно. А они пели о любви! О том, как живут молодые люди. Это было близко нам, многие не знали перевода, но мы выпытывали у людей, которые владели английским, мы узнавали, о чем эта песня.
Ну и, конечно же, свои песни. Я думаю, одна из замечательных песен, что мы здесь пели, была такая антивоенная песня, песня о мире, о том, что нужно жить в мире. Это была песня Талгата Сарыбаева, нашего друга, композитора, она называется “Когда мы будем вместе”.
Здесь было все. Были потасовки, стычки по молодости. Что-то мы утверждали, кто-то нас не понимал, мы кого-то не понимали. И когда уже не получалось договориться на языке дружбы, все это переходило в какие-то потасовки. Но, честно говоря, мы были мирные люди, мы к этому особо не стремились, но когда уже надо было что-нибудь отстоять - честь, свои позиции, - мы переходили к таким методам.
Я не то чтобы скучаю, но у меня есть ностальгия по тем временам. Я хотел бы вернуть тех ребят, которых, к сожалению, нет сегодня с нами. Они очень рано ушли из жизни, это были прекрасные люди. Я сейчас не буду называть их поименно, но, думаю, все, кто меня знают, нашу команду, присоединились бы к моему пожеланию. Мы потеряли очень талантливых людей, и я бы хотел, чтобы они были рядом. Вот это одна из причин моей ностальгии по тому времени. |